Из чего состоит зарплата учителя, от каких факторов зависит


Расчет заработной платы по базовому окладу

Оплата нелегкого труда учителя рассчитывается тремя методами: по базовому окладу, фиксированной ставке или ученико-часовой оплате труда. Базовый оклад — метод, когда к базовому окладу прибавляются премии за проверку тетрадей, ведение факультативов, количество учеников, число учеников-призеров олимпиад и другие.

Чтобы понять, как рассчитать заработную плату учителю по окладу, необходимо знать ставки по следующим блокам:

  • размер оклада учителя;
  • специальные выплаты, которые включают в себя отклонения условий труда от нормы, наличие курируемых классов в качестве классного руководителя, присвоенную категорию, проведение собраний с родителями учеников, необходимость проверки тетрадей, работу над учебно-методическими материалами, заведование кабинетом;
  • стимулирующие выплаты (к данному блоку относятся поощрения за достигнутые результаты по итогам участия в региональных и областных олимпиадах, успешность сдачи единого государственного экзамена и отсутствие фактов девиантного поведения среди детей).

Составные части заработной платы

Жалование учителей состоит из:

  • базовой части;
  • компенсационной;
  • стимулирующих выплат;
  • премий.

В обычных школах, где нет классов коррекции и прочих особых условий, расчет заработной платы учителя зависит от количества проведенных уроков и числа учеников. Здесь же учитывается внеклассная нагрузка, например, проверка домашней работы, выполнение обязанностей классного руководителя и так далее. Также существуют коэффициенты, зависящие от стажа педагога и категории его квалификации.

Компенсационные выплаты предусматриваются, если педагог работает ночью, в опасных условиях, в частности, с химическими реактивами. Стимулирующие выплаты входят в премии и предназначены для поощрения педагога за хорошие показатели учеников при сдаче экзаменов, победы обучающихся на олимпиадах, внедрение новых дидактических учебных материалов и прочие успехи в работе. Однако такая премия не может превышать 60% оклада. Премирование педагогов происходит по принципу остальных бюджетных учреждений: выплачиваются квартальные и годовые премии, а также определенная сумма начисляется к праздничным датам.

Зарплаты преподавателей обязательно проходят ежегодную индексацию, составившую, например, в 2021 г. – 7%.

Ученико-часовая оплата труда

О том, как начислить зарплату учителю на основе отработанных часов, задумываются бухгалтеры во многих регионах России, в том числе и в Москве или Калининградской области. В данном случае остаются понятия базовой и стимулирующей частей, исходя из соотношения 70% на 30%. Базовая часть учитывает нагрузку, количество учеников. Проведение научно-исследовательских работ, участие на конференциях и конкурсах, разработка учебно-методического материала становятся основными факторами для бухгалтера, задумавшегося над вопросом, как рассчитать зарплату учителю.

«На одну ставку есть нечего, а на две некогда»: учителя пожаловались Васильевой на зарплату ниже МРОТ

Молодые учителя боятся идти в школу из-за избыточной отчетности и неопределенности с зарплатой, заявила министр просвещения Ольга Васильева на парламентском часе о мерах по повышению качества образования в Госдуме. Ее слова подтвердили и сами молодые учителя, и представители субъектов, и депутаты. Они добавили, что средняя зарплата педагога в регионах порой едва превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), из-за чего приходится работать на полторы-две ставки. В ответ министр возмутилась, что на местах не выполняют поручение председателя Правительства о соотношении базовой и стимулирующей части оплаты труда. Министерство просвещения, Минтруда и Минфин свою работу уже сделали, дело – за регионами, следовало из слов Васильевой. Подробности – в материале Накануне.RU.

Только 70% поступающих в педагогические вузы получают дипломы, и лишь половина из них «доходит до школьного класса», сообщила министр просвещения.

«Молодые учителя просто боятся идти в школу. Почему? Ответы разные: вопрос об оплате, вопрос об отчетности и другие вопросы», – сказала Ольга Васильева.

В результате стране не хватает 10% учителей. От дефицита кадров страдают Оренбургская, Курганская, Кемеровская, Магаданская, Омская области, Еврейская автономная области и Чукотка.

Как правило, в этих условиях учителя вынуждены работать на 1,5-1,78 ставки – вести непрофильные для себя предметы.

«Считаю недопустимой ситуацию, когда учителя физической культуры читают информатику. Очевидно, что качество образования в большинстве случаев снижается», — заявила Ольга Васильева, отметив, что на сегодняшний день информатику ведут 306 учителей физической культуры.

Нормальной ставкой, при которой учитель полноценно работает и развивается, в Минпросе считают 1,2 ставки.

Но позволить себе такую «роскошь» могут единичные регионы.

«Вызывают тревоги поступающие жалобы на низкую заработную плату. Еще в 2021 г. вместе с трехсторонней комиссией мы установили, что заработная плата назначается в соотношении 70% — гарантированная часть и 30% — стимулирующая, однако такая пропорция не соблюдается в регионах. Доходит до того, что гарантированная часть составляет порядка 10%. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского края, Пермского и Краснодарского края. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда», – заявила Ольга Васильева.

Точные цифры назвала председатель комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Татьяна Бодрова, чем вызвала откровенное недовольство министра просвещения.

«Вы поставили совершенно правильную проблему – чтобы базовая часть зарплаты составляла 70% по отношению к стимулирующей. Но мы все понимаем, что в большинстве регионов базовая ставка учителя составляет 5-8 тыс., что в полтора раза меньше МРОТ. Не считаете ли вы, что вместе с Министерством труда, Министерством финансов нужно проработать вопрос, чтобы базовая ставка учителя была выше МРОТ, тогда будет легче довести зарплату педагога до средней по региону? Потому что сейчас приходится либо увеличивать количество ставок, либо увеличивать стимулирующие выплаты», – сказала она.

Министр поинтересовалась, в скольких школах Самарской области выполняется поручение Правительства о соотношении гарантированной и стимулирующей частей оплаты труда учителя. Самарский депутат не смогла ответить.

«У нас ставка 1,7 у учителей, а базовый оклад – 8 тыс. руб.», – сказала Бодрова.

«Не надо сейчас творить мифы, если бы у вас 50% выполняли школ, была бы одна история, 70% – другая история. Отвечая на ваш вопрос: мы сели с Минтрудом уже в прошлую пятницу работать над этим вопросом, но вы не можете мне сказать, сколько школ выполняет это поручение», – резко ответила Васильева и менторским тоном предложила собеседнице «сесть на место и посчитать» школы, выполняющие соотношение по зарплате.

Учительская нагрузка высчитывается по четырем направлениям в зависимости от количества часов, стажа, внеурочной работы, дополнительных функций, поэтому точной привязки зарплаты к объему работы педагога нет, пояснила Васильева.

«Получается, что учителя на территории России нагружены по-разному. Может быть ставка 1,78 и исходя из этого регион отчитывается о зарплате учителей, а в Мордовии, например, ставка 1,1 – разница очень большая. Мы хотим, чтобы база – 70% – была гарантирована. В Мордовии нагрузка дает учителю совершенствоваться, а при ставке 1,78 разговор о профессиональном росте вести уже затруднительнее», – сказала министр.

«На одну ставку есть нечего, а на две – некогда», – вспомнил «шутку» учителей, работающих на полторы ставки, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

«Уважаемая Ольга Юрьевна, когда мы сообщаем учителям официальную информацию о том, сколько они получают, они крайне удивляются официальной статистике, – заявил депутат. – Средняя нагрузка учителя, согласно исследованиям ОНФ в 2021 г., была 28 уроков в неделю, то есть более полутора ставки. По данным РАНХиГС, в 2021 г. количество учителей, которые работают на две ставки, превысило 13%. Как учитель по первой специальности, я хочу сказать, что нормально работать в такой ситуации невозможно. Либо ты нормально не живешь, либо не даешь детям то, что должен дать, профессиональное выгорание при такой ситуации неизбежно».

Не смог нормально жить, работая учителем, и молодой педагог из Омска Степан Кошкарев, окончивший педагогический университет с красным дипломом. Он рассказал, что получал 19 тыс. 500 руб. в первый год своей работы в школе при нагрузке 27 часов в неделю и пяти часах «внеурочки». На второй год нагрузка снизилась до 24 часов, а зарплата – до 12 тыс. 500 руб.

«На третий год я не остался, я покинул сферу образования, поскольку уровень дохода и социальный статус учителя меня не удовлетворял. Я молодой человек, который хочет создать семью и думает о том, как обеспечить для нее достойный уровень жизни. Но с теми финансовыми условиями, которые предлагаются в школе, я не могу найти ответа, как это сделать. Спустя год работы в СМИ, где доход был выше, я все же вернулся в образование, потому что мне важно содержание моего труда, потому что учителей не хватает», – выступил Степан Кошкарев.

Оклад учителя в Омской области, названной министром просвещения в числе регионов с дефицитом кадров, составляет 8 тыс. 543 руб. при МРОТ в 8 тыс. 480 руб., заявил учитель.

«Мне больно от того, что я вижу, что труд педагога не оценен. Заработная плата – это индекс ценности труда. Учителя, чтобы как-то выжить, берут слишком много уроков, несутся с урока на урок, заполняют тучи отчетов, а все свободное время, если оно остается, посвящают своим ученикам. В таком угаре теряется ориентир на личность ребенка, развивается озлобленность на всех участников учебного процесса. Труд учителя оплачивается ниже, чем неквалифицированный труд продавца в магазине«, – добавил молодой специалист.

Сейчас омский учитель ведет 25 уроков в неделю и семь часов «внеурочных» занятий и получает зарплату в 20 тыс. 500 руб.

«В нашем регионе рост доходов учителей был за счет роста нагрузки. За шесть лет оклады были проиндексированы лишь однажды на 5%», – заключил он.

Заработная плата учителя начальных классов

С детьми от 6 до 10 лет работать интересно, но тем не менее сложно. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с миром серьезности и ответственности. Задача учителя не навредить детской любознательности, тяге к знаниям, помочь ребенку стать более усидчивым, внимательным и ответственным. Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов, если возможности участия в крупных региональных и областных мероприятиях сводятся к минимуму, а до экзаменов младшекласснику еще далеко?

Основными переменными при расчете заработной платы будут почасовая ставка, утвержденная директором учебного заведения, количество отработанных часов, количество детей, у которых учитель проводит занятия и процент надбавки, зависящий от категории учителя.

Расчет по ученико-часам

При этой системе оплаты базовой величиной является не просто часы преподавания, а потраченные на одного ученика. Оплата работы происходит с учётом количества детей, проходящих обучение. Такой подход позволяет учитывать уровень интенсивности выполняемой работы. Оплата часов происходит отдельно по каждому из преподаваемых предметов.

При этой системе оплаты расчёт выглядит следующим образом:

  1. По каждому предмету необходимо перемножить следующие величины: ставка за ученико-час, количество часов обучения, количество учеников, приоритетность преподавания этого предмета, коэффициент классности учителя. Далее все полученные таким образом величины складываются.
  2. К полученной сумме добавляется надбавка за неаудиторную занятость, рассчитанную на основании специального коэффициента.
  3. Отдельно оплачиваются условия труда, отклоняющиеся от нормы.

Стимулирующая часть считается на основе суммы полученных баллов за достигнутые особые успехи. Их количество умножается на стоимость балла.

Получаемая учителем зарплата представляет собой сумму этих частей.

Учителя иностранных языков и заработная плата

Сегодня модно и даже необходимо учить иностранные языки, ведь это прямой путь к успеху и достойному заработку, а также возможности свободных путешествий. Несложно представить, как рассчитывается и из чего состоит заработная плата учителя английского языка.

При условии, что по объективным причинам у руководства школы нет возможности дать дополнительную нагрузку учителю, ему гарантирована заработная плата на том же уровне, как если бы он возложил на себя дополнительные обязанности. В данном случае есть хорошая возможность помочь школьнику усвоить материал на заграничном языке и подготовить его к участию в олимпиадах по английскому.

Как рассчитывается зарплата учителей английского языка? Так же, как и другим преподавателям. Преимущество преподавания английского языка еще и в том, что учитель всегда может подзаработать репетиторством.

Бухгалтерия расчета заработной платы учителя

Зарплата учителя рассчитывается как произведение базовой ставки за час (при этом берется академический час), количество отработанных часов и процент надбавки за присвоенную квалификацию.

Квалификация учителя включает в себя образование и стаж работы, а также результаты пройденных аттестаций. Чем выше квалификация, тем больше доход учителя.

Квалификационная категория имеет силу в течение 5 лет, после чего требуется ее подтверждение или повышение. Различают первую квалификационную категорию и высшую.

Рекомендуемая частота тарификации – один раз в год, за исключением учебных планов, согласно которым в полугодиях установлена почасовая нагрузка. Объемы нагрузок согласовываются на начало первого и второго учебного полугодия. На основе учебных планов и разработанных образовательных программ считается почасовая нагрузка каждого учителя, которая умножается на ставку заработной платы. Случаи, когда один учитель замещает другого, оплачиваются дополнительно. Оплата труда учителя должна оставаться на прежнем уровне, в том случае, если его нагрузка была снижена по причинам, от него не зависящим.

Тарификация обязательно должна производиться в конце учебного года до того, как учителя уйдут в отпуск. Правилами установлено, что информирование сотрудников о тарификации должны происходить не позднее двух месяцев до даты вступления в силу.

В чем особенности работы учителя в части зарплаты

Статистика по всей стране показывает, что в среднем по России на конец 2021 года зарплата учителя составляет 45608 рублей. При этом минимальная равна 11000, а максимальная (например, на Чукотке) превышает 90000 рублей.

Оплата труда в этой сфере должна принимать во внимание следующее:

  1. Объём проделанной работы по обучению детей.
  2. Квалификацию преподавателя, достигнутую им благодаря образованию, многолетней работе и таланту.
  3. Успехи, достигнутые в образовании и воспитании детей. Здесь имеются в виду не только оценки в школе, но и отношение к ним родителей, успехи в различных конкурсах и олимпиадах, соблюдение дисциплины, проявление дополнительного интереса к предметам и другое.
  4. Особенности работы в более сложных условиях (преподавание в сельской школе, работа на Крайнем Севере, работа с трудными детьми).
  5. Учёт степени интенсивности учительской деятельности.
  6. Оплата дополнительных видов работы (классное руководство, проверка тетрадей, изготовление раздаточного материала и аналогичные виды деятельности).

Работа учителей со школьниками является сложной и многогранной, сопряжена с большой затратой душевных и физических сил и заслуживает достойной оплаты.

Школьные учителя не только обучают детей, но и принимают участие в их воспитании. Поэтому не только они сами, но всё общество заинтересовано в том, чтобы материальное стимулирование соответствовало качеству и количеству их труда.

Зарплата школьного учителя состоит из следующих частей. Каждая из них имеет важное значение для проведения работы с детьми. Выплачиваемая сумма зарплаты включает в себя все перечисленные элементы.

Начисление заработной платы учителю

Разговоры о заработных платах бюджетных работников не прекращаются. С экранов телевизоров общественность всегда слышит только о том, что планируется или уже приведено в действие очередное повышение заработных плат. Несмотря на это, бюджетная сфера находится в постоянном поиске работников.

Как посчитать зарплату учителя, чтобы привлечь к этой востребованной на рынке труда профессии внимание молодежи. С целью решения данного вопроса периодически вводятся новые системы оплаты труда. Последние изменения в системе вступили в силу 1 января 2017 г.

В случае, когда учитель приступает к работе в середине года, расчет средней зарплаты происходит по следующей схеме: установленная ставка за час умножается на суммарный объем часов нагрузки учителя и делится на количество полных месяцев, оставшихся до окончания учебного года. Расчет заработной платы за неполный месяц ведется на основании фактически отработанных часов.

Расчет по фиксированной ставке

При этом способе расчёта считается, что учитель всегда работает 36 часов в неделю. Сумма оплаты определяется в зависимости от того, на что именно были потрачены эти часы. В это общее количество могут быть включены учебные и неучебные часы.

В число последних включается, например, время, потраченное на проверку тетрадей. Соотношение учебных и неучебных часов определяется обычно на основе трудового договора учителя. Ставка за часы может быть утверждена на различном уровне: образовательного учреждения, муниципальной власти или региона.

В этом случае расчёт зарплаты выглядит следующим образом:

  1. Определяется, на что потрачены 36 часов. Часть из них — это учебные часы. В общее количество включено, сколько времени потрачено на проверку тетрадей, классное руководство и на другие такого рода цели. Отдельно учитывается количество часов, отработанное в более сложных условиях. Для каждого из перечисленных часов имеется соответствующая ставка.
  2. Стимулирующие выплаты назначаются за достигнутые успехи. Они оцениваются баллами, каждый из которых имеет определённую стоимость.
  3. Все рассчитанные таким образом выплаты суммируются и составляют зарплату, заработанную учителем в соответствии с этой системой оплаты.

Как рассчитывается зарплата учителя по новой системе

Новая система оплаты труда предполагает установление базовой части заработной платы на уровне 70% в общей структуре, остальные 30% будут приходиться на компенсационную и стимулирующую части. Также для уравнивания доходов предлагается отменить понижающие коэффициенты для педагогов без высшего образования.

Положение об оплате труда педагогических работников, в котором прописывается, как рассчитывается зарплата учителя, должно содержать следующие основные пункты:

  • определения понятия и ставок должностных окладов специалистов;
  • почасовые ставки оплаты труда;
  • определение структуры компенсационных выплат;
  • определение структуры стимулирующих выплат;
  • проведение выплат на основе тарификаций;
  • устанавливается почасовая оплата труда;
  • включение в состав дополнительных выплат часов замещения других учителей.

Стимулирующие и премиальные выплаты

Стимулирующие выплаты учитывают особые успехи, достигнутые благодаря учительскому составу школы. Примером может быть занятие на школьной олимпиаде по данному предмету призового места. Такие успехи обычно оценивают в баллах на основе заранее разработанной системы. Каждый балл при этом имеет фиксированную стоимость. Источником выплат обычно являются специальные стимулирующие фонды.

Интенсивность труда может проявляться следующим образом:

  1. Такая, которая выражается в повышении качества знаний учащихся. Это может выражаться, например, в участии в конкурсах и олимпиадах и достигнутых на них успехах.
  2. При работе с большим количеством детей, которое превышает установленные нормы.
  3. Разработка и реализация дополнительных образовательных проектов.

Премиальные — это дополнительные выплаты, которые определяются улучшением текущих показателей работы учителей. При этом может учитываться большой стаж работы или более высокие показатели, достигнутые в работе.

Отдельно рассматривается деятельность следующего рода:

  1. Когда происходит руководство исследовательской деятельностью учащихся. Учитель может помогать в работе и содействовать участию учеников в специализированных конференциях.
  2. Участие в методических мероприятиях. Преподаватель может работать в аттестационной комиссии, участвовать в деятельности методического объединения.
  3. Выполнение дополнительных задач, имеющих отношение к профессиональному документообороту. Примерами такой деятельности могут быть составление авторских рабочих планов, проведение тематического планирования.
  4. Может отмечается высокое качество выполняемых работ:
  5. Освоение инновационных технологий преподавания. Если учитель при этом проявляет мастерство, то это может послужить дополнительным основанием для материального стимулирования.
  6. Если при работе с детьми, у которых имеются недостатки развития, проводится работа на высоком уровне профессионального мастерства, при этом их включают в обычную школьную деятельность.

Выплата стимулирующих надбавок может быть разовой или регулярной. В последнем случае её могут включать в оплате в соответствии с установленными коэффициентами по отношении к базовой ставке.

Для того, чтобы исключить сложности и недопонимания в процессе определения суммы стимулирующих и премиальных выплат. Необходимо детально разработать критерии их определения и зафиксировать в Положении об оплате труда.

Зарплаты учителей Москвы и Московской области

Уровень зарплат Москвы значительно выше региональных показателей. Задержки в выплатах заработной платы также редки для московских учителей, по сравнению с коллегами из регионов. Отрицательным моментом для учителя из Москвы являются только задержки в индексации.

Из того, как рассчитывается зарплата учителя в Москве, видны различия в начислении заработных плат для педагогов столицы и для его коллег из Московской области. Например, бухгалтер учебного заведения г. Москва будет применять методику «Ученико-час», в Московской области за основу возьмут методику «Базовый оклад+».

Средняя зарплата учителя в Москве

Статистика говорит о заработке 70 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата по региону при этом составляет 59 тысяч. Но стоит понимать среднее значение заработной платы – это когда одни получают 20 тысяч, а другие 120.

Получать 100 тысяч нормально для активного, талантливого и динамичного педагога. Новые образовательные стандарты диктуют свои требования.

Учитель, делающий первые шаги в профессии, будет получать примерно 55 000 рублей в месяц. Далее большую роль будет играть стаж работы.

Оклад педагога зависит от количества часов (уроков в неделю). Это количество фиксировано для каждого учебного заведения. Норма часов работы учителя составляет 18 часов за ставку заработной платы. Все остальные часы засчитываются как совмещение или подработка.

Далее к ставке плюсуются надбавки. Есть ряд показателей, по которым формируется оплата. Стаж, категория, достижения учащихся, классное руководство, внеурочная деятельность – все это имеет значение. Чем активнее и интереснее деятельность педагога, тем больший доход он будет получать.

Школа получает деньги из бюджета соизмеримо количеству учебных классов и, соответственно, учащихся. Чем больше выделяется средств из бюджета, тем больше объемный фонд школы, откуда и начисляется зарплата в учебных учреждениях.

Средний оклад преподавателя высшего учебного учреждения составляет около 55 тысяч рублей. В обязанности педагогов входит работа со студентами (лекции, семинары), преподавание учебных дисциплин, дополнительные виды занятости.

Если у преподавателя нет ученой степени, а из-за нехватки кадров в вузах порой работают и такие, то больше 15 000 рублей такому работнику не заработать.

Оклады преподавателей принципиально зависят от ученой степени и занимаемой должности. Доцент может получать 20 000 рублей, профессора получают по 35–40 тысяч, декан – 100 000 рублей. Ректоры и проректоры – от 300 000 р. Цифры здесь приведены средние, т.к. в каждом вузе своя планка оплаты труда.

Оклады воспитателей

Работник детского дошкольного учреждения в Москве зарабатывает в среднем 40 000 рублей. От количества детей в группе оплата не зависит. Категория, стаж, размер премии могут изменить картину. Самая низкая зарплата предлагается воспитателям без стажа работы – от 20 000 рублей. Максимум получает педагог, проработавший по специальности более 5 лет и имеющий высшее педагогическое образование.

В обязанности воспитателя входит уход и присмотр за детьми, составление документации, забота о том, чтобы дети были здоровыми, развивались, соблюдали режим дня, всегда оставались в безопасности.

Средняя заработная плата учителя в Москве составляет 92,9 тыс. рублей.

Зарплата учителя в Москве гораздо выше, чем заработок региональных коллег. Поэтому педагоги с периферии переезжают в столицу.

Заработок школьного педагога складывается из оклада, компенсационных выплат и поощрений. Минимальное количество рабочих часов в неделю — 18, из которых основная часть идет на уроки, а оставшееся время распределяется на классное руководство, элективные занятия, дополнительное обучение школьников.

В Москве минимальная зарплата составляет 49,9 тыс. рублей, если педагог трудится не более 18 часов. В Московской области средний заработок учителя составляет 54,6 тыс. рублей, что почти в два раза ниже столичного показателя.

Специализация является определяющим фактором начисления зарплаты. Учителя русского языка и литературы, математики и иностранных языков зарабатывают больше, чем их коллеги по другим предметам.

Это зависит от занятости на уроках: на базовые предметы отводятся основные часы школьного времени, а уроки проходят каждый день.

Репетиторство является дополнительным заработком, в свободное от школьных уроков время. В Москве преподаватели берут от 1000 рублей за астрономический час занятий.

Чтобы подняться по карьерной лестнице, каждый учитель должен проходить государственную аттестацию. Педагог должен предоставить личные документы, портфолио, характеристику от директора школы. Если аттестация пройдена успешно, учителю повышают зарплату по усмотрению комиссии. Если педагог не прошел по нормам, его направляют на дополнительное обучение. Аттестация проходит раз в пять лет.

Средний заработок школьного завуча составляет 55,2 тыс. рублей, если специалист занят только управлением педагогического коллектива и методическими документами. Если сотрудник совмещает основную работу с преподаванием предметов в старших классах, то его зарплата повышается до 80–100 тыс. рублей, это зависит от предмета.

Директор школы в Москве в среднем зарабатывает 100,5 тыс. рублей в месяц. Как и завуч, он может вести уроки в старших классах, брать на себя классное руководство. С поощрениями и компенсационными выплатами заработок директора доходит до 200 тыс. рублей.

Директор может подняться по карьерной лестнице и перейти на работу в районный отдел народного образования, подав документы на открытую вакансию, или в Министерство образования и науки.

В Москве специальность учителя востребована и хорошо оплачивается государством и частными учреждениями. Чтобы достичь успехов в карьере педагога, важно уметь работать с детьми и подростками, творчески относиться к своей профессии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]