Кто такие бюджетники и госслужащие
Разницу между государственным служащим и обычным бюджетником понимают не все. К работникам, состоящим на госслужбе, относятся следующие категории:
- Таможенники.
- Сотрудники налоговых органов.
- Работники погранслужбы ФСБ России.
- Специалисты Роспотребнадзора.
- Сотрудники миграционных органов.
В 2012 году президент России подписал указ, в котором предусматривалось значительное повышение зарплат таких специалистов к 2021 году. Предполагалось, что в период с 2021 по 2021 год на реализацию этой программы будет потрачено около 4,6 триллиона рублей. Из них четвертую часть заложили в расходы федерального бюджета, а остальные планируется покрыть из бюджетов регионов.
С тех пор прошло немало лет, однако особых подвижек пока не видно. Кризис в экономике затронул, в том числе и сотрудников бюджетной сферы.
Впрочем, главные финансисты страны говорят, что индексация будет, но плавная. Обсуждения коснулись и государственных служащих: в конце прошлого года было объявлено, что наряду с членами правительства их оклады пока не повысят.
Видео: кому из бюджетников подняли зарплату в России
Узнайте из видео:
- каким работникам повысят зарплаты;
- как будет проходить повышение.
Зарплаты работников бюджетной сферы
Уровень зарплат этих специалистов не разглашается. Узнать о них можно только неофициальным путем, например, через знакомых. В отличии, например, от работников библиотек и музеев такие служащие не сидят на одних окладах. Работникам этих структур выплачивают различные премии и бонусы, то есть разработана целая система поощрений.
Согласно данным статистики, число госслужащих в 2021 году составляет 675,5 тысячи человек. Кроме того, на местах работает еще 309 тысяч государственных служащих. Однако по сравнению с 2014-2015 годом их количество заметно сократилось.
Средняя зарплата госслужащих по стране составляет 39,1 тысячу рублей. Однако разброс по стране довольно большой: к примеру, если зарплата чиновников в столице равна 60,7 тысячам рублей, то в Дагестане, Ингушетии или Карачаево-Черкесской Республике уровень зарплат за аналогичную работу составляет 25 тысяч рублей.
Однако в стране есть люди, которые важны для нее ничуть не меньше: врачи, учителя, работники культуры. Оплата труда этих специалистов также производится из федерального или местного бюджета. Зарплата врачей и учителей невелика, поэтому представители этих профессий с особым волнением ждут новостей об индексации зарплат, ведь для них это единственный источник средств к существованию.
Точные даты российские власти назвать затрудняются. Экономический кризис никак не хочет уходить из России, поэтому все зависит и от цен на нефть, и от развития экономики в целом. Кроме того, необходимо хотя бы минимальное падение темпов инфляции. В коридорах власти даже ходило мнение, что сейчас не время повышать заплату тем, кто получает ее из казны государства: средств не хватает, а очередной государственный кредит станет для России тяжелой ношей.
Видео: индексация зарплат бюджетников в 2021 году
Узнайте из видео:
- когда ожидается повышение зарплат;
- какие поправки были внесены в законодательство.
Индексация зарплаты госслужащих в 2021 году
Для всех гражданских служащих закон № 79-ФЗ устанавливает обязательную ежегодную индексацию окладов денежного содержания. Цель индексации — компенсация роста потребительских цен на товары и услуги и недопущение снижения реального содержания оплаты труда служащих.
Оклады не увеличиваются автоматически. Для этого предусмотрена определенная процедура. Так:
- повышение зарплаты федеральным госслужащим осуществляется на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год и указа президента о повышении зарплаты госслужащим (п. 11 ст. 50 закона № 79-ФЗ);
- решение об увеличении оплаты труда госслужащим субъекта РФ принимают в соответствии с возможностями регионального бюджета и на основании закона о бюджете субъекта РФ на соответствующий год (п. 12 ст. 50 закона № 79-ФЗ).
При индексации окладов увеличиваются также размеры дополнительных выплат, исчисляемых исходя из размера соответствующего оклада.
Напомним, что действие данной нормы в течение долгого времени было приостановлено (с 2013 до 2021 года), в связи с чем размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы не индексировались.
Индексация возобновилась в 2021 году. В 2021 году размеры месячных окладов федеральных госслужащих были повышены в 1,043 раза. В том же году повышение окладов месячного денежного содержания своих госслужащих провели в ряде субъектов РФ. Так, госслужащим Москвы оклады повысили в 1,049 раза (указ мэра Москвы от 29.12.2018 № 115-УМ).
Ожидается дальнейшее увеличение зарплаты госслужащим в 2020 году. Однако, несмотря на общую тенденцию к повышению денежного содержания этой категории трудящихся, изменения в этой области пока коснутся не всех госслужащих.
Кому и на сколько повысят зарплаты в этом году
Однако по сообщению главы правительства, повышение окладов бюджетникам в текущем году — дело решенное. Оно коснется медиков, учителей школ, а также профессорско-преподавательского состава. Не забыли и про студентов, которых ожидает повышение стипендий.
Точных цифр не называют, но по информации, предоставленной министром финансов, в среднем уровень зарплат повысится как минимум на 16 %.
Поскольку оплата труда в разных областях может отличаться в два и более раза, повышение зарплат в этом году в России тоже будет проходить неравномерно. Кроме того, величина надбавки зависит от стажа, категории и ряда других факторов. Например, будет учитываться, какие обязанности выполняет сотрудник, есть ли на нем дополнительная нагрузка.
Значение имеет даже рейтинг заведения. Например, учителя, которые работают в школе, признанной лучшей в районе, получат больше работников не имеющего такого статуса учреждения. Так что некоторых специалистов ждет повышение зарплаты примерно в полтора раза.
Глава Минобразования пояснил, что заработок специалистов подведомственной ему сферы будет складываться из двух частей. Около 70 % из них составит оклад, а оставшиеся 30 % — различные стимулирующие выплаты.
Интересно, что среди сотрудников медицинских учреждений недавно провели опрос. Многие из них заявили, что об индексации зарплат слышат первый раз.
Видео: ожидается ли увеличение зарплаты учителям и врачам.
Что включает средний заработок госслужащего
Средний заработок госслужащего, который также называют размером денежного содержания, включает в себя следующие виды выплат:
- оклад госслужащий, установленный в соответствие с занимаемой должностью и классным чином;
- надбавка за выслугу лет;
- надбавка за особые условия труда;
- надбавка за работу со сведениями, представляющими собой государственную тайну;
- премии за добросовестную работу, выполнение поставленных задач, т.п.;
- материальная помощь;
- выплата, начисляемая при предоставлении отпуска.
Для госслужащих, работающих в районах Крайнего Севера либо на территориях, приравненных к северным, размер денежного содержания определяется с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
Что ждет пенсионеров
Вопреки множеству слухов и даже официальных сообщений, что индексация пенсий по старости будет заморожена, пойти на такой шаг правительство не решилось. Все понимают, что пенсионеры в России являются самой незащищенной категорией населения. В отличие от многих западных стран, а также государств Ближнего Востока российские пенсионеры практически полностью оплачивают и лекарства, и коммунальные платежи, и все остальное. Так что индексироваться пенсии будут. Другое дело, что от темпов инфляции они все равно отстают.
Не очень приятной является и информация о том, что работающим пенсионерам индексацию все-таки заморозят. Если пенсионер уволится с работы, она будет возобновлена.
Временный перевод госслужащего на другую должность возможен лишь по согласию сторон контракта
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 5-КГ20-158-К2 по трудовому спору между Росимуществом и его бывшей сотрудницей о признании незаконными ее перевода на другую должность и последующего увольнения.
Перевод на временную должность закончился увольнением
В августе 2021 г. Наталия Колгатина была принята на госслужбу на должность заместителя начальника отдела развития портальных технологий Управления информационных технологий Росимущества. С ней был заключен служебный контракт на неопределенный срок. Впоследствии женщина обратилась к руководству с заявлением о назначении ее на должность заместителя начальника отдела эксплуатации информационных ресурсов в связи с уходом в декретный отпуск К., замещающей эту должность.
Просьба была исполнена, и 8 октября 2021 г. был издан приказ о переводе Наталии Колгатиной на новую должность. Спустя месяц ведомственная кадровая служба направила женщине уведомление об ознакомлении с приказом о переводе, поскольку та находилась на больничном. Уже на следующий день Наталия Колгатина отозвала свое заявление о замещении желаемой должности, документ поступил в Росимущество 27 ноября 2021 г. В тот же день она письменно обратилась к руководителю ведомства с просьбой признать незаконным ее перевод со старой должности на новую и восстановить ее в должности заместителя начальника отдела развития портальных технологий.
В конце ноября 2021 г. К., находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, уведомила руководство об окончании декрета в декабре того же года. В связи с этим работодатель проинформировал Наталию Колгатину о расторжении служебного контракта, заключенного с ней на замещение новой должности, в связи с выходом ее коллеги на работу. В декабре 2021 г. ее уволили с госслужбы в связи с истечением срочного служебного контракта.
Тогда же уволенная сотрудница обратилась в Минэкономразвития и прокуратуру г. Москвы с жалобами на незаконность перевода с постоянной должности на должность, замещаемую другим гражданским служащим, и последующего увольнения с госслужбы.
Нижестоящие суды встали на сторону Росимущества
Далее Наталия Колгатина обратилась в суд с иском к бывшему работодателю о признании незаконными приказов о переводе и об увольнении, требованием восстановить ее на госслужбе и выплатить компенсацию морального вреда в размере 850 тыс. руб. По словам истца, она написала заявление о переводе на новую должность под психологическим давлением и введением в заблуждение относительно предстоящей ведомственной реорганизации. Женщина добавила, что ее не ознакомили с приказом о переводе на другую должность, она не подписывала служебный контракт на замещение новой должности, а после перевода продолжала исполнять прежние обязанности, поэтому перевод на новую должность фактически не случился.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика представил составленный сотрудниками кадровой службы Росимущества акт об отказе Колгатиной от ознакомления с приказом о переводе на новую должность на период отпуска по уходу за ребенком К. и от подписания срочного служебного контракта на замещение этой должности. В решении суда отмечалось, что госслужащая не была ознакомлена с этим актом. Тем не менее суд отказал в удовлетворении иска, признав законными перевод на новую должность и последующее увольнение. При этом суд счел, что Наталия Колгатина собственноручно подала заявление о переводе на новую должность и была ознакомлена с новой должностной инструкцией. Все это, подчеркивалось в судебном решении, свидетельствовало о добровольности действий истца и об отсутствии нарушения ее трудовых прав со стороны Росимущества.
Суд первой инстанции также указал на отсутствие доказательств, достоверно подтверждающих факт оказания на истца давления со стороны представителя нанимателя, а также продолжения выполнения ею прежнего функционала на новой должности. В дальнейшем решение суда устояло в апелляции и кассации. При этом вторая инстанция добавила, что истец письменно согласилась на перевод на иную должность на определенный срок – на время декрета ее коллеги. Как пояснила апелляция, сам отзыв служащей ранее написанного ею заявления не имеет правового значения, так как Законом о госслужбе не предусмотрена такая возможность.
ВС не согласился с выводами нижестоящих судов
Рассмотрев жалобу Наталии Колгатиной, Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила, что для оформления служебных отношений по прохождению гражданской службы необходимы не только издание соответствующего акта госоргана, но и заключение служебного контракта, который вступает в силу с момента подписания сторонами.
В свою очередь, назначение госслужащего на не обусловленную его служебным контрактом иную (невакантную) должность гражданской службы в том же госоргане на период временного отсутствия замещающего такую должность на постоянной основе сотрудника возможно только по соглашению сторон контракта. Неподписание госслужащим изменений к имеющемуся служебному контракту или срочного служебного контракта о переводе на иную должность означает, что соглашение о таком назначении достигнуто не было. «Иное противоречило бы основным принципам правового регулирования трудовых (служебных) отношений о свободном выборе гражданином труда на основе свободного согласия, о запрещении принудительного труда и дискриминации в сфере труда и о стабильности гражданской службы», – заключил Суд.
Как отметил ВС, суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Наталии Колгатиной не применили эти нормативные положения, определяющие основания и порядок заключения служебного контракта, его существенные условия и значение служебного контракта при оформлении служебных отношений, а также условия для временного замещения гражданским служащим иной должности гражданской службы. Вследствие этого не были установлены действительные правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела.
Высшая судебная инстанция перечислила ряд обстоятельств, которые требовалось установить для правильного разрешения дела: был ли соблюден ответчиком порядок назначения истца на новую должность; было ли достигнуто соглашение между Росимуществом и истцом о таком переводе с учетом неподписания последней срочного служебного контракта на невакантную должность, замещаемую К. на постоянной основе; а также факт направления истцом в адрес ведомства письменного заявления об отзыве и признании недействительным ее заявления о переводе на новую должность.
Верховный Суд добавил, что нижестоящие инстанции не дали правовой оценки доводам истца о том, что она не соглашалась с переводом с постоянной должности на временную. Кроме того, они проигнорировали утверждения женщины о том, что она написала заявление о назначении на новую должность принудительно под давлением представителя нанимателя в преддверии организационно-штатных мероприятий по сокращению штата без указания даты подачи этого заявления, и иные ее доводы.
Как пояснил Суд, также несостоятелен вывод апелляции о том, что Законом о госслужбе не предусмотрен отзыв гражданским служащим его согласия на перевод на иную должность. ВС отметил, что данный закон не запрещает отозвать заявление о назначении госслужащего в порядке временного замещения на невакантную должность до подписания сторонами соответствующих изменений в имеющийся служебный контракт или до заключения в установленном порядке срочного служебного контракта об этом. Таким образом, акты нижестоящих судов были отменены, а дело – возвращено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда
Адвокат АП г. Москвы Павел Андреев отметил, при рассмотрении дела в ВС председательствовала лично председатель судебного состава по социальными трудовым спорам гражданской коллегии Верховного Суда Людмила Пчелинцева. В решении, по его словам, подчеркивается важный довод, что законодательство о государственной службе должно применяться только в совокупности трудовым законодательством РФ.
«В данном споре суды нижестоящих инстанций оценивали фактические обстоятельства дела с точки зрения волеизъявления работника путем написания заявления на перевод, а ВС обратил внимание, что пока сторонами не подписано соглашение о переводе на иную должность, такой перевод не считается осуществленным с точки зрения законодательства, как трудового, так и законодательства о государственной службе. Верховный Суд также подчеркнул, что госслужащая фактически не приступала к новым обязанностям, поскольку находилась в состоянии временной нетрудоспособности, что не получило оценку нижестоящих судов. Определение ВС РФ гарантирует каждому государственному служащему право на отзыв поданного заявления о переводе на иную должность, в равной степени как это гарантировано работникам с точки зрения трудового законодательства», – пояснил эксперт.
Он добавил, что судебный акт значим для правоприменительной практики не только тем, что в нем подчеркивается необходимость одновременного применения законодательства о государственной службы и трудового законодательства, но и тем, что в трудовых отношениях и в служебных отношениях госслужбы существенны не только волеизъявление работника и такие локальные акты, как заявления или приказ. «В первую очередь важно само соглашение между работником и работодателем – как о переводе на работу, так и о любых иных существенных условиях правоотношения между ними. Только такое соглашение, подписанное сторонами, влечет для них возникновение нового правоотношения, чего не было сделано работодателем в данном случае, и это уже не может им быть восполнено», – подытожил Павел Андреев.
Партнер Юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Верховный Суд, по сути, сделал один общий вывод о том, что должна быть строго соблюдена процедура трудоустройства государственного служащего на соответствующую должность. «Значение имело наличие подписанного служащим нового срочного контракта или подписание изменений к действующему контракту, а также факт его ознакомления с приказом о назначении на новую должность. При этом не имело значения наличие заявления о переводе на другую должность самого служащего», – пояснил он.
По мнению юриста, ВС в отсутствие заключенного контракта со служащим на работу по новой должности квалифицировал приказ о его переводе на новую должность как временный перевод служащего на другую должность. «Соответственно, ВС обоснованно применил нормы Трудового кодекса, регулирующие временный перевод работника на другую должность. Следует отметить, что по тексту определения Верховный Суд несколько раз ссылается на принцип стабильности гражданской службы, предполагающий постоянство служебной деятельности для каждого гражданского служащего», – добавил Антон Алексеев.
Зарплаты работников бюджетной сферы по регионам
Согласно данным статистики, зарплата бюджетников в 2021 году в значительной степени зависит от региона проживания. Впрочем, это относится и к другим россиянам, которые тоже большими окладами не избалованы.
Средняя зарплата всех бюджетников в России составляет 29 тысяч рублей. Самый высокий уровень зарплат в Москве. Меньше всего получают работники бюджетной сферы, проживающие в Омске.
Вот статистические данные по городам, из которых можно видеть, сколько получают работники науки и образования:
- Москва — 39 600 рублей.
- Санкт-Петербург — 31 600.
- Нижний Новгород — 17 600.
- Красноярск — 17 700.
- Омск — 15 400.
- Казань — 21 000.
- Екатеринбург — 20 700.
- Волгоград — 15 700.
- Воронеж — 18 500.
- Пермь — 21 300.
- Ростов-на-Дону — 20 500.
- Самара — 21 700.
- Уфа — 19 100.
- Челябинск — 19 500.
Обратите внимание на видео: средняя зарплата в России.
Несколько иная ситуация сложилась в сфере ЖКХ. Там на пальму первенства среди регионов претендуют Волгоград, Уфа и Нижний Новгород. Москва и Санкт-Петербург, которые везде вне конкуренции, конечно, не в счет.
В 2021 году статистика зарплат работников бюджетной сферы по России была следующей:
- Педагогические работники дошкольных образовательных организаций – 32 047 рублей.
- Педагогические работники образовательных организаций общего образования – 39 453.
- Педагогические работники организаций дополнительного образования детей – 36 147.
- Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования – 36 510.
- Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования – 84 148.
- Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) – 76 989.
- Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) – 38 202.
- Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) – 35 000.
- Социальные работники – 34 296.
- Работники учреждений культуры – 39 170.
- Научные сотрудники – 88 835.
- Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей – 37 598.
Зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге у бюджетников наиболее высокие, чем у тех, кто проживает в отдаленных северных районах. Центральные и западные регионы страны живут гораздо скромнее.
Как показывает статистика, во многих регионах доходы тех, кто работает на государство, часто не дотягивают до уровня средней зарплаты по стране. Рост инфляции не может покрыть даже постепенное повышение зарплат бюджетников.
Советуем посмотреть: ожидаемая зарплата в России в 2020-2021 годах.
Бывают ли задержки зарплат
Несмотря на меры, которые правительство принимает в связи с задержками зарплаты, эта проблема коснулась и бюджетников. Она существует во многих регионах страны: в Сибири, Поволжье, ряде южных регионов.
Если ранее зарплаты чаще всего задерживали правоохранителям, то теперь это также коснулось работников образовательных учреждений.
Реализация программы поддержки бюджетников
Чтобы в условиях экономического кризиса поддержать работников бюджетной сферы, правительство разработало ряд мер, которые помогут это сделать. Вот основные мероприятия, которые будут проводиться в рамках этой программы:
- Усиленный контроль за расходованием бюджетных денег.
- Работа по повышению эффективности и производительности труда.
- Антикоррупционные меры, а также ужесточение контроля за доходами сотрудников, занимающих высокие должности.
- Реорганизация учреждений, которые неэффективно расходуют бюджетные средства.
Кроме того, бюджетным организациям будет предоставлена возможность экономить деньги, которые можно будет направить на повышение зарплат сотрудников. По подсчетам финансистов, за счет изменения схемы налогообложения будет достигнута экономия около 230 млрд рублей в год.
Так что унывать работникам бюджетной сферы не стоит. По мнению специалистов, к 2021 году обещанное повышение зарплат все-таки состоится.
Есть и еще одна приятная новость: закрытие государственных предприятий и сокращение людей в ближайшее время не планируется.