Охрана труда от А до Я


Что такое служба охраны труда

Под охраной труда в РФ подразумевается созданная с целью сохранения жизни и здоровья работника на протяжении его трудовой деятельности система, вбирающая нижеследующие мероприятия:

  • правовые;
  • социально-экономические;
  • организационно-технические;
  • санитарные и гигиенические;
  • лечебно-профилактические;
  • реабилитационные и другие.

Организация работы по охране труда возлагается на работодателя. В этих целях им формируется служба охраны труда, находящаяся в непосредственной подчиненности руководителя или одного из его помощников.

Данная служба представляет из себя независимую структурную единицу предприятия, в штат которой входят соответствующие специалисты. Нормативной базой, лежащей в основе деятельности этой единицы, являются законодательные и другие нормативные правовые акты, коллективный договор, трудовое соглашение.

В своей деятельности работники службы охраны должны взаимодействовать с иными службами, с лицами, рекомендованными для охраны труда со стороны профсоюза или трудового коллектива, а еще и с органами управления охраной труда РФ. В качестве основной цели данной службы – создание безопасных условий труда для каждого работника.

Статья 214 Обязанности работодателя в области охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты, смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах во вредных и(или) опасных условиях труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • оснащение средствами коллективной защиты;
  • обучение работников по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химикотоксикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знаний требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с действующим законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующем профессиональном риске и его уровне, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании в целях контроля за безопасностью производства работ приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ;
  • разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
  • соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом — создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Организация работы службы охраны труда

Управление охраной труда считается прерогативой работодателя (руководителя). Для первоначального формирования данной службы особых учредительных документов не нужно. Но при этом, когда достигается определенное количество сотрудников, а также в то время, когда начинает использоваться утвержденная структура, работодатель издает приказ о создании этой службы. Согласно этому приказу формируется отдельное структурное подразделение, которое подчиняется руководству компании или одному из уполномоченных заместителей, если на него будут возложены такие функции.

Следовать запросам охраны труда и иметь для управления данным процессом соответствующую структуру – обязанность любого коллектива, где имеются работники численностью от 50 человек и больше.

С этой целью на производстве происходит формирование службы охраны труда или в работу вступает специалист по охране труда, к которому предъявляются требования о соответствующей подготовке или опыте работы по данной специальности.

В случае же, когда численность организации не превосходит 50 единиц, функции охраны осуществляет сам руководитель, имеющий статус индивидуального предпринимателя или назначенное им лицо. Помимо этого, к данной работе в сфере охраны труда может быть привлечен работник-специалист, оказывающий услуги в этой сфере. Такой специалист приглашается на работу на основе гражданско-правового договора. Организация, которая предоставляет этого специалиста, обязательно должна обладать аккредитацией.

Численность службы охраны труда

На предприятиях, где среднесписочная численность рабочих не достигает 700 человек и при этом не имеются рабочие, занятые на тяжелых или сопряженных с вредными и опасными условиями работах, функции охраны возлагают приказом на любого специалиста, возможно, юриста или бухгалтера.

В ситуации, когда численность работников предприятия выше указанной, то функции по охране труда могут быть возложены на подготовленных профессионалов.

Для объединений РФ с большой численностью для надлежащего выполнения функций охраны труда создается бюро охраны труда, штатная численность которой состоит из 3-5 человек вместе с начальником бюро.

Кроме того, возможно формирование отдела охраны труда, штатная численность которого может составлять 6 и более человек. Начальник отдела в соответствии с приказом является должностным лицом, которому принадлежит:

  • осуществление планирования и организация работы отдела;
  • разработка должностных обязанностей работников;
  • введение в курс дела новых сотрудников, назначаемых приказом руководителя.

Он должен предоставлять работодателю предложения по подбору кадров, поощрению отличившихся работников или применению дисциплинарных взысканий к работникам, не выполнявшим свои обязанности.

Структура службы охраны труда

Управление службой охраны труда возлагается на руководителей организации с учетом:

  • численности работников;
  • условий труда;
  • имеющихся вредных и опасных условий на производстве;
  • иных факторов.

Нормативной базой, которая определяет структуру, численность и другие вопросы, связанные с организацией рассматриваемой службы, являются Межотраслевые нормативы, выработанные постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 №10. Кроме этого документа существует и другой – Рекомендации по организации службы охраны труда (постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 №14).

Рекомендации предусматривают положение, в соответствии с которым в структуру службы входит начальник единицы и специалисты, которые прямо подчиняются руководителю.

Численность специалистов определяется на основе положений, предусмотренных Межотраслевыми нормативами. Нормативная численность персонала, из которого формируется охранная служба, устанавливается из расчета, учитывающего функции, которые будут выполнять «охранники» труда, а также иных параметров, в числе которых:

  • численность (среднесписочная) работников в организации;
  • численность работников, трудящихся во вредном производстве, или сопряженном с вредными и опасными факторами.

Как проводится организация охраны труда на предприятии руководством?

Система управления охраной труда в организации:

Руководитель организации определяет структуру службы охраны труда и ее численность в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. При этом он руководствуется рекомендациями по организации работы службы охраны труда на предприятии, утвержденными Постановлением Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 г., а также межотраслевыми нормативами, утвержденными Постановлением Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001 г. «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

При организации охраны труда на предприятии, прежде всего, руководителю следует определить, кто будет выполнять функцию специалиста по охране труда: отдельное структурное подразделение, специалист по охране труда, сам руководитель, уполномоченное им лицо или сторонняя организация.

В организации со среднесписочной численностью работников до 700 человек (при отсутствии рабочих, занятые с вредными и опасными условиями труда) достаточно иметь отдельного специалиста по охране труда. В организациях же с большей численностью создается служба охраны труда, состоящая из трех и более работников. Количество человек в службе по охране труда приводится в нормативах.

Организация охраны труда с нуля пошагово при создании службы ОТ:

1. Руководитель подписывает приказ о создании службы по охране труда.

2. Необходимо определить, кому подчиняется служба охраны труда в организации (как правило руководителю организации).

3. Обязательно необходимо внести изменение в штатное расписание, если служба по охране труда или должность специалиста им не были предусмотрены.

4. Далее необходимо разработать положение о службе по охране труда, в котором должны прописаны цели и задачи службы, права и обязанности, порядок взаимодействия с другими подразделениями и прочее.

5. Также обязательным условием организации охраны труда является наличие должностных инструкций. Их необходимо разработать. Эти инструкции по организации труда должны быть разработаны в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 559н от 17.05.2012 года, а так-же Профессиональным стандартом специалиста по охране труда 524н.

Приказ № … о создании службы охраны труда В целях организации работ по охране труда в соответствии со ст. 217 ТК РФ

ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Создать в организации структурное подразделение — «Отдел охраны труда» с 2 штатными единицами: — руководитель отдела по охране труда — 1 штатная единица; — специалист по охране труда — 1 штатная единица. 2. Внести соответствующие изменения в штатное расписание. 3. Начальнику отдела кадров Ивановой Л.И.: 3.1. Подготовить изменения к штатному расписанию и направить его на утверждение в срок до … 3.2. Разработать Положение о службе охраны труда и должностные инструкции на сотрудников отдела охраны труда в срок до …. 3.3. Представить предложения по укомплектованию службы сотрудниками требуемой квалификации в срок до … 4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор Ковалев А.А. С приказом ознакомлена: Начальник отдела кадров Иванова А.И.

Руководитель организации может не создавать целый отдел или принимать специалиста по охране труда, а возложить своим приказом обязанности специалиста на другого работника организации в порядке совместительства. По закону он вправе это сделать, если в его организации численность работников менее 50 человек. При этом должность специалиста по охране труда должна быть предусмотрена штатным расписанием.

Приказ № … о возложении обязанностей специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей

ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Возложить обязанности специалиста по охране труда в соответствии со штатным расписанием на условиях совмещения должностей согласно ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ на заместителя директора по административно-хозяйственной части Петрова И.В. 2. Главному бухгалтеру Матушкиной Е.И.: установить И.В. Петрову ежемесячную доплату за выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должностей в размере 12 000 руб. 3. Направить И.В. Петрова на обучение в Региональный учебно-методический центр БГТУ им. Шухова. 4. Начальнику отдела кадров Ивановой А.И.: подготовить договор с РУМЦ БГТУ им. Шухова на обучение И.В. Петрова. 5. И.В. Петрову: приступить к исполнению обязанностей по должности специалиста по охране труда на следующий день после окончания обучения по охране труда. Основание: дополнительное соглашение к трудовому договору от . N …

Директор Ковалев А.А. С приказом ознакомлены: Главный бухгалтер Е.И. Матушкина Начальник отдела кадров А.И. Иванова Заместитель директора по административно-хозяйственной части И.В. Петров

При работе по совместительству с работником заключается трудовой договор, а работа выполняется в свободное от основной работы время (ст. 60.1 ТК РФ). При работе на условиях совмещения работа выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, с письменного согласия работника (ст. 60.2 ТК РФ). При совмещении должностей с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. До подписания трудового договора или дополнительного соглашения с работником необходимо ознакомить под роспись специалиста по охране труда с должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами в области охраны труда.

Система управления ОТ в организации с численностью менее 50 человек следующая. Если руководитель предприятия (индивидуальный предприниматель) с количеством работников менее 50 человек возлагает обязанности специалиста по охране труда на себя, никакого приказа издавать не нужно, поскольку он и так обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда в организации (ст. 212 ТК РФ). Кроме того, руководители наравне со специалистами по охране труда проходят специальное обучение по охране труда руководителей и специалистов в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (в структурных подразделениях организации) (п. 2.3.1 Порядка).

Задачи службы охраны труда

В списке первостепенных задач, поставленных перед службой охраны труда, основной следует считать создание охраны труда на любом рабочем месте. Иными словами, служба охраны труда в организации осуществляет управление охраной труда.

Параллельно с этим, служба обязана осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов РФ по охране труда всеми работниками предприятия. Особое положение среди ее задач занимает профилактическая работа, направленная на профилактику профзаболеваний, несчастных случаев, которые могут вызвать производственный травматизм. Необходимо улучшать существующие на производстве условия труда.

Еще одной задачей, возлагаемой на службу охраны труда, считается то, что она осуществляет периодические консультации с работниками и работодателями, систематически информирует их по всем важным вопросам.

В число обязанностей работников данной службы входит изучение и ознакомление работников предприятия с рекомендациями лучших производственных коллективов района или области РФ по проблемам охраны труда. Дополнительно возможно использование типового положения, содержащего задачи и функции службы на аналогичных производствах.

Статья 209.1 Основные принципы обеспечения безопасности труда

Это новая статья, которой нет в старой редакции. Вот её содержание:

Основными принципами обеспечения безопасности труда являются:

  • предупреждение и профилактика опасностей;
  • минимизация повреждения здоровья работников.

Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.

Принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков.

Приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней устанавливается в примерном перечне, указанном в части третьей статьи 225 настоящего Кодекса.

Статью 210 — Основные направления государственной политики в области охраны труда и Статью 211 — Государственное управление охраной труда, пропускаю. По делам узнаете их, как говорится.

Обучение по охране труда и смежным направлениям в Виртуальной производственной среде с использованием Электронных тренажёров + выдача удостоверений. Как это?

В новых статьях 211.1, 211.2, 211.3 конкретизируются полномочия Правительства, Федеральных органов исполнительной власти, Органов исполнительной власти субъектов, в области охраны труда. Тоже по делам.

Основные функции службы охраны труда

В обязанности сотрудников службы охраны труда входят самые разные функции, основные из которых предусматривают:

  • осуществление контроля за исполнением положений нормативных требований Минтруда РФ, а также локальных нормативных актов в рассматриваемой области;
  • осуществление аттестации рабочих мест в срок не реже, чем один раз в 5 лет;
  • расследование происшествий на производстве;
  • систематические проверки соблюдения основных правил по охране труда на производстве;
  • расчет графиков, по которым осуществляются медосмотры работников по профессиям и должностям;
  • руководство работой вновь поступающих, а также учащихся и студентов, приступивших к производственному обучению по приказу руководителя учебного заведения;
  • обучение работников правилам безопасного труда на производстве, осуществление вводных, внеплановых, повторных инструктажей;
  • ознакомление работников с положениями инструкций, учебной литературы по вопросам охраны труда на производстве;
  • озвучивание рекомендаций и демонстрация практических приемов в области оказания первой медпомощи пострадавшему на производстве.

Для осуществления порученных им основных функций, работники службы охраны труда, помимо обязанностей, должны обладать и соответствующими правами. Так, для надлежащего выполнения своих основных функций работник имеет право свободного доступа в любые производственные, бытовые, служебные и прочие помещения организации.

Он имеет право предъявлять обязательные для руководства предписания, необходимые для устранения существующих недостатков. Кроме того, сотрудники службы имеют право получения от руководителей различных документов, инструкций, положений по охране труда и нормативных материалов Минтруда РФ по интересующим их вопросам.

Автор статьи

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]