Государственное управление охраной труда: кем осуществляется


Госуправление: что оно предполагает

Госуправление предполагает соответствующую деятельность со стороны органов, которые уполномочены исполнять специальные функции разрешения, контроля и надзора, направленные на осуществление общегосударственной политики. Также уполномоченные инстанции могут заниматься реализацией гарантирующих безопасность сотрудников норм закона, проводить профилактику вероятных нарушений и устранять обнаруженные недочеты.

Инструкция по охране труда – нормативный документ для всех предприятий РФ

В чем суть системы

Цели реализации госполитики в сфере охраны труда:

  • создание должных, не несущих опасности здоровью, жизни условий трудовой деятельности на предприятиях разных форм;
  • защита прав, интересов работников;
  • предотвращение непредвиденных ситуаций, несчастных случаев, производственных травм.

Также централизованное урегулирование гарантирует эффективное взаимодействие, плодотворное сотрудничество объектов социальных и трудовых отношений.

Кто осуществляет

Управление охраной труда на предприятии и в организации

Кем осуществляется государственное управление охраной труда в соответствии с ТК? Статья 216 определяет, что все полномочия выполняет Правительство и уполномоченные органы по его поручению. При этом Федеральные органы власти должны координировать все действия с вышестоящими.

Важно! Некоторые должностные полномочия по вопросам госуправления могут передаваться в органы (субъекты) на местах на тех условиях, которые прописаны законодательно.

Госуправление осуществляется в пределах текущих должностных полномочий властными структурами федерального уровня и на местах. Дальше будет дано описание функций обоих подразделений.

Федеральное госуправление

Государственное управление охраной труда осуществляется, как было сказано выше, в первую очередь на федеральном уровне. Эти структуры отвечают за:

  • разработку нормативных актов, в которых прописываются основы работы отрасли;
  • разработку целевых программ федерального значения, направленных на улучшение условий труда и охраны здоровья сотрудников на производстве;
  • определение порядка обучения, инструктажа;
  • установление схемы проведения государственной экспертизы текущих условий труда;
  • разработку мер, направленных на экономическое стимулирование деятельности для обеспечения безопасных условий труда;
  • организацию взаимодействия федеральных и субъектных исполнительных органов власти с профсоюзами, объединениями работодателей для реализации программ развития и контроля совместными усилиями;
  • координирование научно-исследовательской профильной деятельности, внедрение передового мирового опыта;
  • организацию систем международного сотрудничества по вопросам трудоохранного законодательства.

Могут структуры федеральной власти исполнять и другие функции в области госуправления охраной труда согласно положениям ФЗ и другим нормативным актам РФ.

Региональный уровень контроля

Исполнительные субъекты органов власти на местах РФ отвечают за:

  • реализацию положений госполитики, целевых программ, направленных на улучшение условий охраны труда;
  • разработку, утверждение целевых программ территориального уровня, контроль;
  • координацию проведения процесса обучения работников на местах, включая работодателей, руководство организаций;
  • осуществление госэкспертизы условий ведения трудовой деятельности;
  • сбор, обработку информационных данных по состоянию условий, качеству охраны в организациях, находящихся в ведомстве субъекта.

Отдельные полномочия можно направлять в местное самоуправление.

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

• выявление фактического состояния условий труда; • выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях; • оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

• получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ; • осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий; • поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям; • наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

Эти лица обязаны:

• выполнить работы в срок; • гарантировать конфиденциальность; • сделать обоснованные и объективные выводы; • составить заключение; • направить его заявителю и заинтересованным лицам; • обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу; • предъявлять удостоверение.

Когда нужна экспертиза

Госэкспертиза условий на производстве осуществляется уполномоченным субъектом исполнительной власти или органом федерального значения в установленном законом порядке.

Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Экспертиза нужна для:

  • аттестации рабочих мест в соответствии с установленными правилами;
  • предоставления работниками денежных компенсаций за выполнение опасных работ, деятельности на вредных производствах;
  • оценки степени соответствия проектов по реконструкции, строительству, техническому переоснащению производственных объектов действующим нормам;
  • анализа условий ведения трудовой деятельности, в том числе в предшествовавший уже случившейся аварии период.

Основания для госэкспертизы – обращения органов власти, работодателей, работников, профсоюзов, страховых фондов, определения суда.

Важно! Наличие законных оснований для проверки обязательно – просто так, на словах, экспертиза проведена быть не может.

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Какие объекты проверяются

СУОТ: система управления охраной труда

Госэкспертиза проводится для любых производственных объектов, если нужно провести оценку реальных условий труда. Также необходима она для промышленных производств повышенной опасности и других предприятий, где работают люди.

С учетом целей проверки различаются возможные действия уполномоченных органов, должностных лиц, которые их представляют.

Типы нарушений

Виды ответственности за факты нарушений требований по охране труда устанавливаются в статье 419 ТК РФ. Обо всех видах ответственности далее.

Последствия нарушений правил охраны труда

За нарушение правил охраны труда предусмотрено несколько видов ответственности:

  • Дисциплинарная – ее назначают работнику, не выполняющими действующие требования по охране труда. Виды ответственности – увольнение, выговор, замечание.
  • Материальная – такая ответственность предусматривается условиями конкретного контракта, если соответствующего пункта нет, привлекаться работник не может. Материальная ответственность назначается в том случае, если действия служащего носят противоправный характер, есть выраженные действия или бездействия, которые привели к нежелательным последствиям.
  • Административная – тоже налагается за игнорирование правил охраны труда. Привлекаются руководители, ИП (если в штате есть сотрудники), руководители предприятий. Наличие умышленной вины обязательно.
  • Уголовная – привлекаются только физлица, независимо от занимаемой должности.

Важно! Работник несет материальную ответственность в размерах месячного заработка. Исключение – случаи выплаты третьим лицам, пострадавшим в результате противоправных действий, компенсацией со стороны работодателя.

СУОТ в России: государственный надзор и контроль

В силу многочисленности требований трудового законодательства требуется контроль за их исполнением. Так, СУОТ в России, согласно ст. 353-354 Трудового кодекса РФ, подразумевает контроль выполнения работодателем нормативных требований по охране труда посредством:

  • Генерального прокурора Российской Федерации и подчинёнными ему нижестоящими прокурорами;
  • Федеральной инспекции труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Законы

Порядок регулирования работы области охраны труда определяет статья 216 ТК РФ. Если есть разногласия по вопросам проведения, оценки результатов экспертизы, уполномоченные специалисты обращаются к требованиям ФЗ «О предоставлении государственных, муниципальных услуг». Все заявления относительно разногласий рассматриваются бесплатно.

Решением вопросов, связанных с охраной труда на производствах РФ, занимаются федеральные органы и структуры регионального масштаба. При аттестации работников, в рамках расследования несчастных случаев на производстве нужна экспертиза. За нарушение требований к охране труда предусмотрена материальная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]