Госуправление: что оно предполагает
Госуправление предполагает соответствующую деятельность со стороны органов, которые уполномочены исполнять специальные функции разрешения, контроля и надзора, направленные на осуществление общегосударственной политики. Также уполномоченные инстанции могут заниматься реализацией гарантирующих безопасность сотрудников норм закона, проводить профилактику вероятных нарушений и устранять обнаруженные недочеты.
Инструкция по охране труда – нормативный документ для всех предприятий РФ
В чем суть системы
Цели реализации госполитики в сфере охраны труда:
- создание должных, не несущих опасности здоровью, жизни условий трудовой деятельности на предприятиях разных форм;
- защита прав, интересов работников;
- предотвращение непредвиденных ситуаций, несчастных случаев, производственных травм.
Также централизованное урегулирование гарантирует эффективное взаимодействие, плодотворное сотрудничество объектов социальных и трудовых отношений.
Кто осуществляет
Управление охраной труда на предприятии и в организации
Кем осуществляется государственное управление охраной труда в соответствии с ТК? Статья 216 определяет, что все полномочия выполняет Правительство и уполномоченные органы по его поручению. При этом Федеральные органы власти должны координировать все действия с вышестоящими.
Важно! Некоторые должностные полномочия по вопросам госуправления могут передаваться в органы (субъекты) на местах на тех условиях, которые прописаны законодательно.
Госуправление осуществляется в пределах текущих должностных полномочий властными структурами федерального уровня и на местах. Дальше будет дано описание функций обоих подразделений.
Федеральное госуправление
Государственное управление охраной труда осуществляется, как было сказано выше, в первую очередь на федеральном уровне. Эти структуры отвечают за:
- разработку нормативных актов, в которых прописываются основы работы отрасли;
- разработку целевых программ федерального значения, направленных на улучшение условий труда и охраны здоровья сотрудников на производстве;
- определение порядка обучения, инструктажа;
- установление схемы проведения государственной экспертизы текущих условий труда;
- разработку мер, направленных на экономическое стимулирование деятельности для обеспечения безопасных условий труда;
- организацию взаимодействия федеральных и субъектных исполнительных органов власти с профсоюзами, объединениями работодателей для реализации программ развития и контроля совместными усилиями;
- координирование научно-исследовательской профильной деятельности, внедрение передового мирового опыта;
- организацию систем международного сотрудничества по вопросам трудоохранного законодательства.
Задачи, которые решает управление государственной охраной труда: схема
Могут структуры федеральной власти исполнять и другие функции в области госуправления охраной труда согласно положениям ФЗ и другим нормативным актам РФ.
Региональный уровень контроля
Исполнительные субъекты органов власти на местах РФ отвечают за:
- реализацию положений госполитики, целевых программ, направленных на улучшение условий охраны труда;
- разработку, утверждение целевых программ территориального уровня, контроль;
- координацию проведения процесса обучения работников на местах, включая работодателей, руководство организаций;
- осуществление госэкспертизы условий ведения трудовой деятельности;
- сбор, обработку информационных данных по состоянию условий, качеству охраны в организациях, находящихся в ведомстве субъекта.
Отдельные полномочия можно направлять в местное самоуправление.
Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда
В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:
• выявление фактического состояния условий труда; • выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях; • оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.
Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.
Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:
• получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ; • осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий; • поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям; • наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.
Эти лица обязаны:
• выполнить работы в срок; • гарантировать конфиденциальность; • сделать обоснованные и объективные выводы; • составить заключение; • направить его заявителю и заинтересованным лицам; • обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу; • предъявлять удостоверение.
Когда нужна экспертиза
Госэкспертиза условий на производстве осуществляется уполномоченным субъектом исполнительной власти или органом федерального значения в установленном законом порядке.
Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Экспертиза нужна для:
- аттестации рабочих мест в соответствии с установленными правилами;
- предоставления работниками денежных компенсаций за выполнение опасных работ, деятельности на вредных производствах;
- оценки степени соответствия проектов по реконструкции, строительству, техническому переоснащению производственных объектов действующим нормам;
- анализа условий ведения трудовой деятельности, в том числе в предшествовавший уже случившейся аварии период.
Основания для госэкспертизы – обращения органов власти, работодателей, работников, профсоюзов, страховых фондов, определения суда.
Важно! Наличие законных оснований для проверки обязательно – просто так, на словах, экспертиза проведена быть не может.
Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Какие объекты проверяются
СУОТ: система управления охраной труда
Госэкспертиза проводится для любых производственных объектов, если нужно провести оценку реальных условий труда. Также необходима она для промышленных производств повышенной опасности и других предприятий, где работают люди.
С учетом целей проверки различаются возможные действия уполномоченных органов, должностных лиц, которые их представляют.
Ответственный инженер проводит экспертизу объекта
Типы нарушений
Виды ответственности за факты нарушений требований по охране труда устанавливаются в статье 419 ТК РФ. Обо всех видах ответственности далее.
Последствия нарушений правил охраны труда
За нарушение правил охраны труда предусмотрено несколько видов ответственности:
- Дисциплинарная – ее назначают работнику, не выполняющими действующие требования по охране труда. Виды ответственности – увольнение, выговор, замечание.
- Материальная – такая ответственность предусматривается условиями конкретного контракта, если соответствующего пункта нет, привлекаться работник не может. Материальная ответственность назначается в том случае, если действия служащего носят противоправный характер, есть выраженные действия или бездействия, которые привели к нежелательным последствиям.
- Административная – тоже налагается за игнорирование правил охраны труда. Привлекаются руководители, ИП (если в штате есть сотрудники), руководители предприятий. Наличие умышленной вины обязательно.
- Уголовная – привлекаются только физлица, независимо от занимаемой должности.
Важно! Работник несет материальную ответственность в размерах месячного заработка. Исключение – случаи выплаты третьим лицам, пострадавшим в результате противоправных действий, компенсацией со стороны работодателя.
Схематическое отражение видов ответственности за нарушения
СУОТ в России: государственный надзор и контроль
В силу многочисленности требований трудового законодательства требуется контроль за их исполнением. Так, СУОТ в России, согласно ст. 353-354 Трудового кодекса РФ, подразумевает контроль выполнения работодателем нормативных требований по охране труда посредством:
- Генерального прокурора Российской Федерации и подчинёнными ему нижестоящими прокурорами;
- Федеральной инспекции труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Законы
Порядок регулирования работы области охраны труда определяет статья 216 ТК РФ. Если есть разногласия по вопросам проведения, оценки результатов экспертизы, уполномоченные специалисты обращаются к требованиям ФЗ «О предоставлении государственных, муниципальных услуг». Все заявления относительно разногласий рассматриваются бесплатно.
Решением вопросов, связанных с охраной труда на производствах РФ, занимаются федеральные органы и структуры регионального масштаба. При аттестации работников, в рамках расследования несчастных случаев на производстве нужна экспертиза. За нарушение требований к охране труда предусмотрена материальная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность.
Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)