Нужно ли оформлять путевой лист и медицинские освидетельствования, если организация пользуется легковым автомобилем для собственных нужд?

Оцените эту статью!

Анастасия Лукьяненко, эксперт по работе с клиентами 04 апреля 2021 г., охрана труда, как организовать медицинские осмотры

Как правило, принимая решение об открытии транспортного отдела в компании, руководители забывают об одном очень важном моменте — медицинские осмотры для водителей. Работодатель обязан организовывать медицинские осмотры для водителей в своей фирме. О том, как организовать медицинские осмотры водителей правильно, мы как раз с Вами и разберемся.

Все виды медицинских осмотров водителей

Видов обязательных медосмотров для водителей немного:

  1. Предварительные медосмотры при поступлении на работу.
  2. Периодические медицинские осмотры
  3. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Данные медосмотры должны пройти:

  • Сотрудники ( согласно статье 214 ТК РФ. )
  • Индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки самостоятельно ( п.4 ст 23 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ. )

Эти медосмотры проходят исключительно за средства ст.213 ТК РФ ). Пока сотрудник проходит медицинский осмотр, за ним сохраняется рабочее место и средняя заработная плата.

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:
<�или> в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция <7>;

<�или> работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение) <8>;

<�или> работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя <9>;

<�или> положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела <10>.

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предварительные. Как организовать медицинские осмотры водителей

Всегда, прежде чем принять на работу водителя, работодатель обязан отправить его на предварительный медицинский осмотр. То же самое касается и индивидуальных предпринимателей, решивших осуществлять перевозки самостоятельно. Пройти предварительный медицинский осмотр можно как в государственных и муниципальных медицинских организациях, так и в частных. Но только, если у них есть лицензия на оказание данных услуг. Для того, что бы пройти предварительный медицинский осмотр, работодатель выдает соискателю направление под подпись, где указано:

  • Наименование организации.
  • Форма собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД.
  • Наименование медицинской организации, фактический адрес местонахождения и код по ОГРН.
  • Вид медицинского осмотра (предварительный или периодический).
  • Фамилию, имя, отчество соискателя.
  • Наименование структурного подразделения, в котором будет работать соискатель.
  • Наименование должности или вида работы.
  • Вредные или опасные производственные факторы.

Работодатель подписывает направление, а так же ведет учет всех выданных направлений. Вместе с направлением, соискатель предъявляет в медицинскую организацию:

  • Паспорт
  • Паспорт здоровья работника (если есть)
  • Решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование

Медицинская организация оформляет заключение, по результатам медицинского осмотра. Составляется заключение в двух экземплярах. Первый выдают соискателю и он предоставляет его руководителю. Второй остается в медицинской организации и приобщается к карте амбулаторного больного. Если, по итогам медицинского осмотра, противопоказаний не выявлено, работодатель может заключить с соискателем трудовой договор.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.
Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договора <2>.

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата <3>.

Периодические. Как организовать медицинские осмотры водителей

В обязательном порядке периодический медицинский осмотр проходят:

  • Лица, работающие водителями автомобилей
  • Индивидуальные предпринематели, самостоятельно осуществляющие перевозки

Точно так же, как и предворительный, периодический осмотр оплачивает руководитель. По закону, водители обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже одного раза в два года. Но, работники, чей возраст меньше 21 года — проходят осмотры каждый год. Что бы направить работников на периодический медицинский осмотр, потребуется:

  1. Список работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра.
  2. Поименный список лиц, которые должны пройти осмотр, с указанием структурного подразделения и вредных факторов.
  3. Направить поименный список в медицинскую организацию, не позднее чем за два месяца до даты начала периодического медицинского осмотра.
  4. Согласовать календарный план проведения периодических медицинских осмотров водителей.
  5. Ознакомить сотрудников с календарным планом, не позднее чем за 10 дней до начала осмотра.
  6. Выдать направления на периодический медицинский осмотр.

Не позднее, чем через 30 дней после осмотра, медицинская организация оформляет акт проведения периодического медицинского осмотра. Акт составляется в четырех экземплярах, заверенный печатью медицинской организации.

Предрейсовый и послерейсовый. Как организовать медицинские осмотры водителей

Предрейсовый медицинский осмотр проходят перед началом рабочего дня, послерейсовые соответственно после рабочего дня. Что бы проводить такие осмотры в компании, руководителю потребуется: либо самостоятельно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и принять на работу медицинского сотрудника, или же заключить договор на оказание услуг с медицинской организацией, у которой есть такая лицензия. О результатах данных осмотров медицинский работник сообщает руководителю.

Тема 11: Должны ли офисные водители проходить медицинское обследование?

В разделе
«Консультации»
Вы можете задать любой вопрос по административно-хозяйственной деятельности, направив его на электронный адрес и получить консультацию экспертов Ассоциации «Объединения АХП».

СПИСОК ЭКСПЕРТОВ:

Захарова

Екатерина

Анатольевна

Кулаченкова

Алена

Игоревна

Пахмутов

Александр

Сергеевич

Поплавская

Татьяна

Юсифовна

Егменова

Наталия

Алексеевна

Масленникова

Татьяна

Юрьевна

ТЕМА №11

Вопрос задает административный директор одного из лидеров мирового рынка коммерческой и жилой недвижимости:

«Скажите, пожалуйста, офисные водители должны проходить регулярное медицинское обследование? Я в своей предыдущей практике сталкивалась с тем, что требование обязательного медицинского обследования касается в основном профессиональных водителей (общественный транспорт). Как-то до этого вопросов с медосмотром не возникало-сейчас, похоже, вопрос этот будет подниматься.

Вы не подскажете, есть ли какие-то законодательные нормы или требования? Где можно почитать? У нас в компании всего 4 машины. Насколько могут быть оправданы затраты на медосмотр и получение справок?»

На вопрос отвечает
Кулаченкова Алена Игоревна,
Член Правления Ассоциации «Объединение АХП», Директор по административным вопросам ООО ИКБ «СОВКОМБАНК».

1. Федеральным законом Российской Федерации

от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статью 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дополнили пунктом 4 следующего содержания: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

-обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

-обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

-обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

-организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (Абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 437-ФЗ».

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. (Пункт дополнительно включен с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ).

2. Каким категориям водителей необходимо проводить предрейсовый медосмотр?

Согласно требований Федерального закона 196-ФЗ от 10.12.1995 года водители ЛЮБЫХ транспортных средств (в т.ч. грузовых и легковых), находящихся на балансе юридических лиц или ИП обязаны проходить предрейсовый медосмотр (ПМО) перед выходом на линию. При этом количество водителей и вид предпринимательской деятельности на необходимость организовывать и проводить ПМО не влияет.

3. Возможно ли нанять медсестру с сертификатом на право проведения предрейсовых медосмотров?

Согласно требований Федерального Закона 128-ФЗ от 08.08.2001 года вся медицинская деятельность, включая проведение предрейсовых медосмотров (ПМО) является лицензируемой, поэтому, организуя и проводя ПМО Вы становитесь медицинской организацией. Если хотите организовывать и проводить ПМО, наняв в штат медсестру — получайте лицензию!

Ведение предпринимательской деятельности без лицензии, в соответствии с Законом 195-ФЗ от 30.12.2001 (КоАП), Глава 14, Статья 14.1, является правонарушением и влечет наложение штрафа.

4. Кто проверяет наличие предрейсовых медосмотров водителей?

При наличии транспорта в организации проверить, как проводятся медосмотры, может любой внутренний и внешний (чаще, государственный) аудит. Наиболее часто наличие договора на проведение предрейсовых медосмотров требуется при проверке «трудовой» и «транспортной» инспекции.

5. Какие документы, относительно предрейсовых медосмотров, может запросить проверяющий орган?

Чаще всего, одного договора и копии лицензии недостаточно. Необходимо также предъявить журналы предрейсовых медосмотров и акты выполненных работ, подписанные с 2-х сторон, как подтверждение ведущейся деятельности. Наличие только договора и копии лицензии означает, что договор Вы заключили, но фактическая деятельность по нему не ведется.

6. Кто обязан проводить послерейсовые медосмотры (кому проводятся послерейсовые осмотры)?

С 30 марта 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 437-ФЗ от 28.12.2013 года в соответствии с которым (Статья 1, п.3) послерейсовые медосмотры «проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов».

7. Как не проходить предрейсовые медосмотры (как избежать проведения предрейсовых осмотров)?

Единственный способ — избавиться от транспорта. Сделать это можно:

1) продав транспорт и заключив договор на перевозки с транспортной организацией;

2)сдав транспорт в аренду «без экипажа» своим же водителям.

При этом, в соответствии с законодательством РФ, сотрудник считается водителем с того момента, как он начинает исполнять поручения руководства, связанные с управлением транспортным средством.

8. Статья 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования) (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]