ЭКСПЕРТ SRG НИКОЛАЙ САЧКОВ РАССКАЗАЛ, ПОЧЕМУ РАБОТНИКИ НАРУШАЮТ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И КАК С ЭТИМ РАБОТАТЬ


Охрана труда несовершеннолетних

В соответствии со ст. 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда лиц моложе 18 лет:

  • на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на подземных работах;
  • на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими препаратами, токсическими веществами, материалами эротического содержания).

Запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными усло­виями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163.

Предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для не­совершеннолетних утверждены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 N 7.

Молодые рабочие от 16 до 18 лет не должны назначаться на работы, заключающиеся исключительно в переноске или передвижении тяжестей весом свыше 4,1 кг. Предельная норма переноски тяжестей для несовершеннолетних от 16 до 18 лет составляет:

  • для юношей – 16,4 кг
  • для девушек – 10,25 кг

Передвижения тяжестей несовершеннолетними допускаются в пределах указанных в постановлении норм и лишь в случаях, если они непосредственно связаны с выполняемой ими постоянной профессиональной работой и отнимают не более одной трети рабочего времени.

Помимо работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работе:

  • вахтовым методом;
  • по совместительству.

Кроме того, в соответствии со ст. 268 Трудового кодекса РФ запрещается привлекать работника моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направлять в служебные командировки (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии но ре­гулированию социально-трудовых отношений).

Поскольку работники моложе 18 лет вообще не допускаются к выполнению ночных работ, их утренняя смена не может начинаться ранее 6 часов, а вечерняя – заканчиваться позднее 22 часов.

Сверхурочной работой для лиц моложе 18 лет считается работа, превышающая установленные для них сокращенные нормы продолжительности рабочего времени.

Продолжительность рабочего времени зависит от возраста работника:

  • в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего времени не может превышать 35 часов в неделю.
  • в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего времени не может превышать 24 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных для несовершеннолетних:

  • не более 17,5 часов для лиц в возрасте от 16 до 18 лет.
  • не более 12 часов для лиц в возрасте от 14 до 16 лет.

В соответствии со ст. 92 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на:

  • на 16 часов в неделю – для работников моложе 16 лет.
  • на 5 часов в неделю – для работников от 16 до 18 лет.

Продолжительность рабочего времени учащихся, не достигших возраста 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных ст. 92 Трудового кодекса РФ.

При этом ст. 94 Трудового кодекса РФ устанавливает, что продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов.
  • для работников в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов.
  • для учащихся общеобразовательных учреждений (школ), образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет – 4 часа.

Для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до 18 лет, поступающих на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными правовыми актами, могут утверждаться пониженные нормы выработки.

Трудовой кодекс РФ (ст. 265) запрещает применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Также запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы[1].

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (ст. 268 ТК РФ) [2].

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (ст.266 ТК РФ) [3].

При заключении трудовых договоров (соглашений) работникам в возрасте до восемнадцати лет могут устанавливаться дополнительные льготы и улучшенные условия труда.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Действующий Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (в ред. от 20.06.2011) (далее по тексту – Перечень). Применение труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в указанный Перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности.

При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут находиться на работах, включенных в Перечень, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).

Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для лиц не моложе семнадцати лет при условии достижения к моменту окончания обучения восемнадцатилетнего возраста.

Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда.

Работодатель может принимать решение о применении труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта РФ.

Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет

Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1999 N 7 (см. табл. 1).

Таблица 1

Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Характер работы, показатели тяжести труда

Предельно допустимая масса груза в кг
Юноши Девушки
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет
Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены 3 3 4 4 2 2 3 3
Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:
— постоянно более 2-х раз в час) 6 7 11 13 3 4 5 6
— при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) 12 15 20 24 4 5 7 8
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены:
— подъем с рабочей поверхности 400 500 1000 1500 180 200 400 500
— подъем с пола 200 250 500 700 90 100 200 250

Примечания.

1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.

2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать: для юношей 14 лет – 12 кг, 15 лет – 15 кг, 16 лет – 20 кг, 17 лет – 24 кг; для девушек 14 лет – 4 кг, 15 лет – 5 кг, 16 лет – 7 кг, 17 лет – 8 кг.

Общие санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» (СанПиН 2.4.6.2553-09) (далее – санитарные правила) утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58. Санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики) учащимися учебных заведений общего и профессионального образования, с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков.

Требования санитарных правил являются обязательными для всех юридических и физических лиц, использующих труд подростков и организующих их обучение независимо от вида экономической деятельности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовая деятельность подростков должна начинаться с возраста, установленного ТК РФ. До достижения 18 лет не допускается прием на работу подростков (несовершеннолетних), которая может причинить вред их физическому или психическому здоровью. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, определяется постановлением Правительства РФ.

Не допускается привлечение подростков к тяжелым работам, связанным с переносом и перемещением тяжестей вручную свыше установленных норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет.

Условия труда работников моложе 18 лет должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил и санитарных правил для отдельных видов экономической деятельности.

Рабочее время работников, не достигших возраста 18 лет, регламентируется ТК РФ. При привлечении подростков к сменной работе, продолжительность непрерывного времени, свободного от работы, не должна быть менее 12 часов.

Санитарно-бытовое обеспечение лиц, не достигших 18-летнего возраста, организуется в существующих санитарно-бытовых помещениях организации и должно соответствовать требованиям действующих санитарных правил для отдельных видов экономической деятельности.

Работодатель организует и проводит производственный контроль за соблюдением санитарных правил в соответствии с санитарным законодательством.

Предварительные и периодические медицинские осмотры лиц моложе 18 лет при приеме их на работу

Лица в возрасте до 18 лет при приеме на работу подлежат предварительному обязательному медицинскому осмотру и ежегодному обязательному медицинскому осмотру до достижения возраста 18 лет.

Целью медицинского осмотра является определение возможностей подростка выполнять работу без нарушения процессов роста и развития, ухудшения состояния здоровья, а также для определения соответствия функциональных возможностей требованиям, предъявляемым к профессиям по определенным видам деятельности.

Медицинские требования к состоянию здоровья и объем необходимых исследований определяются в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

При периодических осмотрах (или раньше при наличии жалоб на ухудшение состояния здоровья) выносится медицинское заключение о возможности (или невозможности) продолжения работы подростком или даются рекомендации по рациональному трудоустройству.

Подросткам, имеющим нарушения состояния здоровья, лечебно- профилактическим учреждением предоставляется медицинская профессиональная консультация по подбору профессии, соответствующей его состоянию здоровья и индивидуальным особенностям.

Подростки с ограниченными возможностями здоровья подлежат освидетельствованию в медико-социальных экспертных комиссиях и могут быть трудоустроены по их рекомендациям на рабочих местах, отвечающих гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов, с учетом степени риска причинения вреда, и соблюдения требований настоящих санитарных правил.

Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.

Гигиенические требования к условиям труда и организации рабочего места лиц, не достигших 18-летнего возраста

Условия труда на рабочем месте в организациях по конкретной профессии, в которых используется труд лиц моложе 18 лет, должны отвечать требованиям санитарного законодательства, предъявляемым к факторам производственной среды и трудового процесса, в которых осуществляется деятельность человека.

Рабочие места для подростков подбираются с таким расчетом, чтобы при наличии вредных или опасных факторов производственной среды (химических, физических, биологических) и факторов трудового процесса, уровень их не превышал гигиенических нормативов, установленных санитарным законодательством и санитарными правилами.

Противопоказанными для трудоустройства лиц моложе 18 лет являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего подростка и условия труда, воздействие которых создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения острых профессиональных поражений (см. СанПиН 2.4.6.2553-09).

Допустимая тяжесть трудового процесса для подростков разного возраста и пола (по физической динамической и статической нагрузке, массе перемещаемого груза, стереотипным рабочим движениям, рабочей позе, перемещениям) не должна превышать величин, представленных в Приложении N 2 СанПиН 2.4.6.2553-09.

Напряженность труда для подростков должна исключать повышенные нервно-психические нагрузки (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные и монотонные нагрузки). В связи с этим для подростков должны быть исключены:

1) условия труда и виды деятельности с высокой степенью интеллектуальных нагрузок, при которых осуществляется:

— решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций); восприятие сигналов с последующей коррекцией действий, требование принятия срочных решений. Примерами таких работ могут быть операторские профессии на транспорте и при управлении технологическими процессами;

2) условия (труда) работы и виды деятельности с высокой степенью сенсорных нагрузок, при которых:

— длительность сосредоточенного контроля превышает 50% рабочего времени;

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы превышает 175 сигналов;

— число производственных объектов одновременного контроля составляет более 10;

— имеет место повышенная нагрузка на слуховой анализатор (восприятие речи и дифференцированных сигналов, разборчивость которых менее 70%; имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 метров);

— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) превышает половину рабочих часов в неделю;

3) условия труда и виды деятельности с высокими нагрузками на зрительный анализатор, при которых:

— зрительно-напряженная работа при величине объектов различения от 1 мм до 0,3 мм превышает более 50% рабочего времени, при величине объектов менее 0,3 мм – превышает более 25% времени;

— зрительно-напряженная работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) превышает более 50% рабочего времени;

— зрительно-напряженная работа при наблюдении за экранами видеотерминалов более 2-х часов в день при буквенно-цифровом типе отображения информации и более 3-х часов в день при графическом типе отображаемой информации;

4) условия работы, связанные со значительными эмоциональными нагрузками, при которых:

— повышена ответственность за функциональное качество основной работы (задания);

— имеется риск для собственной жизни и безопасности других людей;

5) условия работы, связанные с высокой степенью монотонности, при которых:

— число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях, менее 6;

— продолжительность операций менее 25 секунд;

— время активных действий менее 10% продолжительности смены, а в остальное время работы осуществляется контроль за ходом производственного процесса.

Станки, оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития подростка.

Гигиенические требования к условиям производственной практики подростков

Условия прохождения производственной практики на штатных рабочих местах подростков, проходящих обучение в системе общего, начального и среднего профессионального образования должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.

Условия прохождения производственной практики по отдельным профессиям, входящим в перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, и по обоснованным технологическим причинам и особенностям трудового процесса не могут быть соблюдены указанные требования, определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. К производственной практике на рабочих местах по указанным профессиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр в установленном законодательством РФ порядке.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 6/2019.

[1] В настоящее время действуют нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1999 N 7.

[2] За исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

[3] Порядок проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Другие статьи по теме

Охрана труда: молодые работники особенно уязвимы»

25 апреля в Центре культурного развития «Форум» (г. Губкин) состоялся областной семинар, посвящённый Всемирному дню охраны труда на тему: «Охрана труда: молодые работники особенно уязвимы». На сегодняшний день здоровье и безопасность граждан, осуществляющих трудовую деятельность, находится под пристальным вниманием общественности. Создание условий для безопасного труда, а, следовательно, обеспечение чувства стабильности и защищённости работников, является важнейшим направлением работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Отдельно стоит упомянуть о так называемой «молодой» категории трудящихся, которые особенно нуждаются в дополнительном информировании по вопросам безопасного труда. По этой причине в этом году темой проведения ежегодного семинара выбрана «Охрана труда: молодые работники особенно уязвимы». В областном семинаре приняли участие специалисты администраций муниципальных районов, деятельность которых связана с охраной труда, и заинтересованные представители крупных предприятий области, а также специалисты органов исполнительной власти области, федеральных учреждений и областного объединения организаций профсоюзов, в количестве более 160 человек. В рамках семинара состоялись выступления представителей федеральных и региональных исполнительных органов власти, Белгородского областного объединения организаций профсоюзов, а также предприятий области. Так, горный мастер цеха закладочных работ, председатель цехового профкома АО «Комбинат «КМАруда» Топоров Алексей Юрьевич выступил с докладом на тему «Охрана труда и социальное партнерство. Ставка на молодежь», продемонстрировал видеоролик, в котором освещён соответствующий опыт работы в АО «Комбинат «КМАруда». Следует принять во внимание, что по мнению специалистов, представители так называемой «молодой» возрастной группы чаще других подвержены всевозможным опасностям на производстве. Это негативно отражается на общих показателях производительности населения, а также серьёзно усугубляет демографические проблемы, ограничивает экономический рост и сокращает трудовые ресурсы. По результатам анализа производственного травматизма на территории области в 2021 году 13 % тяжелых несчастных случаев произошли с молодыми работниками, 27 % — несчастные случаи со смертельным исходом. Молодые работники более подвержены риску несчастных случаев, чем их более опытные старшие коллеги. Это связано с рядом причин. Прежде всего, у молодежи отсутствует многолетний рабочий опыт и осознанное понимание и знание опасностей, имеющихся на рабочем месте, путей возникновения аварийных ситуаций. Многие молодые работники зачастую имеют недостаточную подготовку по охране труда и гигиене труда, а также не обладают достаточной физической и эмоциональной зрелостью. В этой связи важно понимать, что только комплексная скоординированная работа по всем основным направлениям в сфере охраны труда и своевременное реагирование на постоянно изменяющиеся факторы существующей действительности позволят сохранить жизнь и здоровье молодых работников, а значит, и всей нации.

Почему работники ведут себя опасно?

Если работники пренебрегают правилами безопасности, важно понять, почему они так поступают. Опасное поведение работников складывается из четырех отрицаний:

  • не умеет: не владеет необходимыми для работы знаниями, специальными методами, приемами, навыками или не способен усвоить и запомнить их;
  • не может: испытывает недомогание, усталость, стресс, боязнь, эмоционально неустойчив, импульсивен или рассеян, пьян, физически слаб, плохо видит или слышит;
  • не обеспечен: нет инструментов, материалов, средств защиты, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям условий, информации об опасностях для жизни и здоровья;
  • не хочет: недобросовестен, безответственен, недисциплинирован, пассивен, любит рисковать или мотивирован нарушать правила.

Чтобы добиться от работников безопасного поведения на производстве, исключите эти четыре фактора.

Каждая составляющая формулы безопасного поведения работников – отдельный бизнес-процесс в СУОТ. Первые три фактора зависят от работодателя: он отбирает персонал, обучает его, организует медосмотры и проводит оценку профрисков.

Но как вызвать у работника устойчивое желание работать безопасно?

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА

Проблема поиска идеальной работы и идеального сотрудника всегда была актуальной и беспокоит любые возрастные категории. Однако наиболее остро вопрос трудоустройства проявляется среди студентов, молодых специалистов и выпускников. В первую очередь, это связано либо с отсутствием диплома, либо отсутствием опыта. Работодатели оценивают данную категорию граждан как лиц, не обладающих достаточными навыками для того, чтобы составить достойную конкуренцию опытному специалисту. Предполагается нерациональным привлечение ресурсов для обучения молодежи, в то время, когда за этот период без временных и материальных издержек, необходимый объем работы будет выполнен опытным работником.

В 2004-2005 гг. Государственным университетом Высшей школы экономики был проведен опрос, в рамках которого приняло участие 516 руководителей различных предприятий. По итогам исследования было выявлено, какие требования к выпускникам имеют приоритетное значение для работодателей. На первое место вышло требование о наличии опыта работы – 86,6%; с результатами 80,4% второе место заняло требование о наличии диплома о высшем образовании; на третьем месте оказались социальные связи (70,5%), 60,4% — знания и трудовые навыки.[5]

За прошедшее время возникли определенные изменения в требованиях работодателя. Так, в 2013 году Исследовательский центр портала Superjob.ru после проведения исследования среди 1000 лиц, ответственных за подбор персонала, опубликовал результаты опроса, которые показали, что на данный момент личностные и деловые качества лица (74%) «обгоняют» требования наличия опыта (45%) и уровня образования (34%). [4]

Таким образом, молодой специалист будет пользоваться спросом в том случае, если помимо диплома и опыта работы, он будет обладать и желаемыми для работодателя качествами личности и определенным деловым потенциалом.

В этой связи, помимо проблемы поиска работы до получения диплома и приобретения опыта возникает сложность в поиске подходящего места, при их наличии, связанная с повышенным вниманием к навыкам и другим характеристикам обратившегося лица. В связи с этим и рядом других факторов возникает такое социально-экономическое явление, как «безработица молодежи».

В 2015 году Федеральной службой государственной статистики «Росстат» было проведено исследование по вопросам занятости, по результатам которой было установлено, что в России среди указанной возрастной группы граждан уровень безработицы около 15,1%. Данный показатель практически в три раза превышает уровень безработицы среди граждан в возрасте от 30 лет. [3]

Это явление можно отнести к числу недавно возникших, т.к. проблема поиска работы молодежью не являлась актуальной во времена плановой экономики. Конституция 1936 года закрепила всеобщее право на труд и провозгласила труд обязанностью.

Открывались невероятных масштабов стройки, организовывалось огромное количество рабочих мест. С 1961 года вплоть до 1991 велась усиленная борьба с тунеядством, при этом в качестве наказания предусматривалось выселение до пяти лет. Уголовная ответственность не была единственной мерой воздействия, имело место психологическое воздействие в виде вынесения общественного порицания на собраниях трудового коллектива и административная ответственность.

Государство создавало рабочие места в отраслях народного хозяйства для выпускников школ, профтехучилищ, техникумов и вузов. Вхождение молодежи в сферу труда строго контролировалось. Это было двустороннее обязательство: на граждан налагалось обязательство работать, а на государство – обеспечивать рабочие места.

На данный момент государство придерживается политики «отстраненности» в решении данной проблемы. Приняты общие положения, регулирующие вопросы занятости, борьбы с безработицей, которые, в первую очередь, рассматриваются Законом «О занятости населения в РФ».[1] Но в нем не содержится норм, уточняющих политику государства по отношению к молодежи. Более того, нет и закона, специально рассматривающего вопрос о занятости молодежи.

Согласно статье 6 Закона «О занятости населения РФ» вопросы, связанные с занятостью населения, могут регулироваться нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В попытке реализовать право, предоставленное данной нормой, Саратовской областной думой в 2006 году был принят Закон «О молодежной политике в Саратовской области».[2] При этом вопрос занятости молодежи в данном законе детально не рассматривается: в законе вопросу о занятости молодежи целиком посвящена только одна статья.

Если проанализировать законы, регулирующие политику в отношении молодых граждан, других субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что вопросы по сокращению молодежной безработицы и содействия занятости содержатся только в отдельных нормах, а специальных законов – нет.

Становится понятно, что в борьбе против всеобщего государственного регулирования, пришли к тому, что каждый должен по мере своих сил и возможностей самостоятельно обеспечивать трудовую деятельность. Прежде всего, отсутствие норм, которые бы детально регулировали вопрос занятости, вплоть до строгого установления обязанностей работодателей по трудоустройству граждан, связано с тем, что в условиях рыночной экономики, когда занимаемое положение организации напрямую зависит от совокупности способностей каждого сотрудника, это было бы неразумно и значительно ограничивало права работодателя на осуществление своей деятельности наиболее эффективным образом и право на выбор сотрудника, который, по мнению работодателя, мог бы идеально подойти на должность и, соответственно, своими действиями приносить прибыль и увеличивать признанность места работы среди населения.

Основная поддержка молодых граждан, которые уже получили диплом, но из-за отсутствия опыта работы не могут никуда устроиться, исходит от учебных заведений. В качестве примера можно привести Российский университет дружбы народов. Одним из структурных подразделений университета является Департамент организации практик и трудоустройства обучающихся в РУДН. В качестве обязанностей департамента предусмотрены организация вторичной занятости студентов, в свободное от занятий время, поддержка государственных и региональных программ по трудоустройству студентов и выпускников, проведение различных психологический консультаций и много другое. А благодаря установленным партнерским отношениям между университетом и различными организациями и предприятиями возможна реальная помощь в постоянном или временном трудоустройстве.[6]

Аналогичные центры содействия трудоустройству существуют и функционируют, пожалуй, при всех учреждениях среднего профессионального и высшего образования и при их помощи университеты стараются поддержать молодых и неопытных специалистов.

На данный момент в стране сложилась такая ситуация, которая не создает особых правовых гарантий у молодежи в сфере занятости, и, в первую очередь, ответ на вопрос, будут ли достигнуты поставленные цели и желаемые результаты, зависит сугубо от самого лица, поставившего перед собой этот вопрос. Все также остается противоречие между потребностями рынка труда в рабочей силе в определенных видах деятельности и перепроизводством специалистов в других профессиональных областях, где спрос на них уже полностью удовлетворен или такие специалисты просто не требуются.

В качестве итога хотелось бы сказать, что государство не является единственным виновником возникшей ситуации с молодежной безработицей. В этом виноваты и сами молодые граждане, которые, не обладая отработанными на практике навыками и знаниями, сразу претендуют на высокую должность с высокой зарплатой, а менее престижные варианты просто не рассматривают.

Список литературы

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013) URL: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194987 (дата обращения 10.09.2016)

2. Закон Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области» от 09.10.06 № 94-ЗСО (с изменениями на 27 мая 2009 года) (с изменениями на 1 августа 2013 года) URL: https://docs.cntd.ru/document/933009041 (дата обращения: 10.09.2016).

3. Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2015 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/99.htm (дата обращения: 25.09.2016)

4. Исследовательский центр портала Superjob.ru. Социологический опрос. 2013. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/111299/tolko-v-22-kompanij-otslezhivayut- effektivnost-raboty-otdelov-personala/ (дата обращения 17.09.2016)

5. Маклакова Е.А. Трудоустройство молодых специалистов. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, № 1 том 6 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-molodyh-spetsialistov-1 (дата обращения: 20.09.2016).

6. Российский университет дружбы народов. [Электронный ресурс] URL: https://www.rudn.ru/?pagec=2737 (дата обращения: 18.09.2016).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]