Статья 216.1 ТК РФ. Государственная экспертиза условий труда (действующая редакция)


Цели проведения государственной экспертизы условий труда

  • квалификации сотрудников в вопросе условий трудовой деятельности после переаттестации на рабочих местах;
  • соблюдения руководителем правил выплат и начисления денежных гарантий и компенсаций за занятость с вредными и/или опасными факторами, оказывающими непосредственное влияние на здоровье человека или же несущими возможную угрозу для него;
  • соответствия построенных объектов, внедренных технологий, модернизации имеющегося оборудования, производства и т.д. нормам охраны трудовой деятельности;
  • условий трудовой деятельности (включая периоды до возникновения чрезвычайного происшествия или несчастного случая) и т.д.

Это основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда, однако перечень может изменяться и дополняться.

Выполнение государственной экспертизы может проводиться как по заявлению работодателя или сотрудников, так и по собственной инициативе контрольно-надзорных учреждений.

Цели проверки

Главная задача специалистов – проверить, соблюдается ли в организации ФЗ №426, действующий в России с 2013 г. В законе четко прописано, какие условия должен создать работодатель сотрудникам, какие и за что предусмотрены вознаграждения с компенсациями.

Цели такой проверки:

  1. Отстоять право каждого работающего гражданина на безопасный труд.
  2. Проконтролировать, как соблюдаются нормы охраны труда, качественно ли проводится аттестация сотрудников, правильно ли начисляются выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (наличие неблагоприятных факторов).
  3. Вынести предложение по отнесению компании к классу профриска.
  4. Подготовить заключение для суда по поводу необходимости ликвидации компании либо подразделения после фиксации нарушений.

В каких случаях требуется государственная экспертиза

Причин, вследствие которых может проводиться государственная оценка условий труда на предприятии, много. Основные из них заключаются в проверке:

  • качества контроля влияния вредных и опасных факторов на условия труда и осуществления мероприятий для снижения рисков персонала;
  • соблюдения прав и гарантий сотрудников организации;
  • качества оборудования, его целостности и т.д.

Конкретные ситуации, требующие обязательного проведения описываемого исследования, зависят от вида деятельности организации, ее статуса, лица-инициатора и т.д.

Кто сертифицирует безопасность производств

Сертификация технологий необходима организациям, которые заботятся о своей деловой репутации и хотят иметь официальное подтверждение того, что производство на их предприятии отвечает стандартам безопасности. Такой документ является значимым конкурентным преимуществом предприятия, в том числе при участии в конкурсах на заключении государственных контрактов или в крупных коммерческих тендерах.

Заявителями на выполнение работ по оценке соответствия в области ОТ выступают организации, осуществляющие разработку, внедрение и тиражирование технологий, способные контролировать их соответствие сертифицированному технологическому процессу, и организации, внедрившие у себя определенный способ производства. Организация-заявитель обязана иметь внедренную и действующую систему управления охраной труда.

Кто уполномочен производить экспертизу

Услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда могут проводиться различными учреждениями. Необходимыми полномочиями обладают:

  • трудовая инспекция;
  • промышленный надзор – в сфере предприятий, работающих с химической или металлургической продукцией;
  • Энергонадзор – при проверке компаний, занимающихся добычей энергетических ресурсов;
  • Атомнадзор – актуален для предприятий, деятельность которых напрямую связана с атомной энергетикой и ядерными материалами;
  • Санэпиднадзор;
  • учреждения регионального уровня, обладающие полномочиями в вопросе подобных проверок (полные наименования отличаются в субъектах страны).

Срок проведения экспертизы ограничен. Период проведения составляет 30 календарных суток с момента утверждения запроса. При необходимости временной отрезок может быть продлен максимум на 60 дней.

Законодательство РФ выделяет основные обязанности контрольно-надзорных учреждений. В их число включается:

  • составление отчетного документа о результатах проверки;
  • обеспечение объективности и обоснованности итоговых результатов;
  • обеспечение целостности документации, принятой на исследование от предприятия;
  • обеспечение конфиденциальности информации, полученной при проведении проверки.

Уполномоченные на выполнение аудита ответственные лица обладают правом требования нужной для осуществления процедуры документации на безвозмездной основе. Помимо этого, им предоставлена возможность проведения различных наблюдений, измерений, расчетов и т.д., необходимых для выполнения поставленных задач. Руководитель проверяемой организации не вправе отказать им в этом.

Причины отказа в предоставлении госуслуги

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда. Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг. При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:

  • в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента;
  • заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента;
  • непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
  • предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Основания для проведения государственной экспертизы

Основания проведение процедуры зависит от лица, инициировавшего процесс. Организация-работодатель может подать заявку на ее проведение по таким причинам:

  1. Необходимость уменьшения трат денежных средств, направленных на начисление персоналу положенных компенсаций и гарантий. Инициация проверки по данной причине возможна в том случае, если руководитель предприятия считает, что имеющиеся льготы на предприятии не соответствуют нормам, предусмотренным трудовым законодательством.
  2. Несогласие с результатами исследования качества труда и квалификации какого-либо должностного лица в компании.

Персонал или профсоюз работников в большинстве случаев является инициатором проведения государственной проверки по следующим основаниям:

  • несоответствие существующих условий труда нормам, предусмотренным Трудовым кодексом и другими законодательными актами;
  • несоблюдение социальных и рабочих гарантий или их непредоставление.

Сами органы исполнительной власти могут начать проверку по следующим причинам:

  • при обнаружении факта несоблюдения организацией норм условий деятельности в процессе взаимодействия с другими государственными учреждениями;
  • при обнаружении факта невыплаты или же неверного начисления страховых взносов работодателем за своих сотрудников в Пенсионный фонд и ФСС.

Если инициатором проведения экспертизы не является сама организация или ее сотрудники, уполномоченный на выполнение исследования орган не обязан предварительно уведомлять руководство компании о предстоящей проверке.

Что может Минтруда в отношении безопасности работ?

Минтруда России относится к федеральным органам исполнительной власти. Правительство РФ поручило ему разрабатывать, внедрять и курировать исполнение:

1) порядках: • назначения компенсационных выплат трудящимся, которые работают во вредных для здоровья условиях, расчета сумм этих выплат; • осуществления госэкспертизы УТ; • обучения по ОТ трудящихся рабочих профессий и ИТР; • определения уровней профрисков; • расследования НС и ПЗ;

2) типовых инструкций;

3) перечней: • факторов, за работу под действием которых трудящимся положено выдавать молоко; • ежегодных мероприятий по ОТ (типовой); • работ, которые не могут выполнять женщины, лица младше 18 лет; • услуг, которые могут выполнять только аккредитованные организации;

4) норм, по которым: • выдается молоко или выплачиваются компенсации за него, выдаются моющие, обезвреживающие средства, спецодежда, спецобувь, СИЗ; • организовывается перемещение тяжелых предметов лицами младше 18 лет, женщинами;

5) правил: • безопасной организации разных видов и категорий работ; • финансового обеспечения трудоохранных мероприятий, лечения трудящихся в санаториях, на курортах страны;

6) критериев оценки возможности работника трудиться после травмы или заболевания;

7) реабилитационных программ для травмированных либо заболевших при выполнении производственных заданий лиц.

Порядок проведения

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда обязывает руководителя компании предоставить надзорному органу основную документацию о предприятии и его персонале. В перечень бумаг, подлежащих проверке, входят:

  • инструкции должностных обязанностей;
  • список должностей в организации, обязанности которых напрямую связаны с опасными или вредными условиями работы;
  • отчетность о прохождении персоналом медосмотров;
  • отчетность, подтверждающая наличие средств защиты и их упоминания в личных делах персонала;
  • журналы проведения инструктажа;
  • план-схема расположения сотрудников во время производства;
  • копии документов о повышении квалификации работников и их допуске к выполнению своих обязанностей;
  • различные приказы и другие локальные нормативные акты о назначении работников ответственными за проведение инструктажей.

Вся документация должна быть на предприятии в наличии и предоставляться контрольно-надзорным органам по требованию.

Вам может быть интересно: Классификация условий труда по факторам производственной среды

Основные правила, по которым чаще всего проводятся исследования, обязывают компании самостоятельно оплачивать расходы на осуществление аудита. Однако существуют некоторые исключения. В частности, компания освобождается от оплаты работы экспертов, когда инициатором исследования является само контрольно-надзорное учреждение.

Порядок действий при экспертизе

Необходимо составить заявление.

Общий период осуществления исследования равен одному месяцу. Когда этого времени не достаточно, допускается увеличение этого срока, но не более чем на два месяца.

Если с инициатором проведения исследования трудовых условий выступает не уполномоченный орган, необходимо направить заявление, имеющее письменный вид.

В документе должны быть указаны следующие данные:

  1. Наименование заявителя или его ФИО;
  2. Адрес места нахождения предприятия, или проживания физического лица;
  3. Наименование объекта производимого исследования;
  4. Информация об экспертизах, проводимых ранее (если они были проведены);
  5. Сведения о трудовом месте лица, занимаемой им должности;
  6. Информация об осуществлении оплаты экспертизы (когда необходима).

Если с заявлением обращается работодатель по вопросам предоставления компенсаций и гарантий, предоставляется следующая информация:

  • отчеты, содержащие данные о ранее проведенной специальной оценке трудовых условий;
  • договоры с представительным органом сотрудников, коллективные соглашения, действующие на предприятии;
  • трудовое соглашение между конкретным сотрудником и организацией;
  • перечень лиц, которые проходят медицинские комиссии;
  • заключения о проведенных медицинских комиссиях (предоставляются только копии);
  • документы, принятые предприятием на локальном уровне;
  • при подаче документов, имеющих электронный вид, они должны быть снабжены электронной цифровой подписью.

Обратите внимание на то, что на сегодняшний день допускается подача заявления с помощью портала «Госуслуги». В случае подачи заявления с помощью электронного сервиса можно отследить ход административных процедур в отношении поданного заявления.

Если проведения исследования осуществляется на возмездной основе, то её оплата должна быть осуществлена до момента обращения с заявлением.

Когда необходимо исследование вредных факторов, то оплата лабораторий, осуществляется в течение 10 дней с момента получения уведомления от должностного лица.

Обратите внимание, если оплата не будет произведена в порядке и в срок, которые установлены, должностное лицо имеет основание отказать в проведении исследования.

Поданный документ должен быть зарегистрирован. Его рассмотрение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с момента его принятия и регистрации.

Результаты рассмотрения

Несколько вариантов после рассмотрения заявления.

После рассмотрения представленных сведений, принимается одно из следующих решений:

  • проведение исследования;
  • отказ в осуществлении экспертизы.

Решение об отказе принимается, если имеются следующие обстоятельства:

  1. Непредставление всех требующихся данных;
  2. Непредставление дополнительных сведений или документ, когда проведение исследования без них не представляется возможным;
  3. Внесение недостоверной информации или представление ложных документов.

Когда результатом рассмотрения поданного заявления является решение о проведении исследования, то его организация осуществляется экспертом единолично, либо экспертной комиссией.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]