Заявление о приеме на работу – необходимый или бесполезный документ?

Бюрократическая составляющая зачисления в штат нового сотрудника начинается в основном с того, что он пишет заявление о приёме на работу. На первый взгляд, сам документ и процедура его написания кажутся простыми и понятными. Но на поверку вызывают немало вопросов. Поэтому есть смысл детально в этой теме разобраться. Зная подводные камни, вы будете надёжно застрахованы от ненужных проблем, которые возникают из-за погрешностей в кадровой бюрократии и чреваты разбирательствами и штрафами.

  • 3 Порядок и сроки хранения заявлений о приёме на работу
  • 4 Как отозвать заявление о приёме на работу
  • Необходим ли этот документ

    Документы, которые обязательно требуются при оформлении, перечислены в статье 65 ТК РФ. Но в этот исчерпывающий список заявление о приеме на работу не входит. К обязательным бумагам относятся:

    • паспорт или иное удостоверение личности;
    • трудовая книжка (кроме случаев совместительства или первого трудоустройства);
    • СНИЛС;
    • для военнообязанных — документ воинского учета;
    • диплом об образовании (при необходимости — если работа требует специальной подготовки).

    Для отдельных должностей, на которые не допускаются лица с судимостью или административными наказаниями за потребление наркотиков, потребуются справки об отсутствии судимости или административного наказания. При устройстве на работу впервые работодатель сам оформит новому сотруднику СНИЛС и трудовую книжку.

    Почему тогда при трудоустройстве практически всегда подается заявление? Просто потому, что это удобно при ведении кадрового документооборота. На этой бумаге делаются пометки сотрудником отдела кадров, например, о том, что документы от соискателя приняты, там же ставится резолюция руководителя организации: принять на должность или отказать. Это промежуточное соглашение между руководителем и будущим работником, в котором прописаны некоторые нюансы оформляемых трудовых отношений — такие, например, как:

    • дата, с которой лицо приступает к обязанностям;
    • отсутствие у будущего сотрудника трудовой книжки (что означает необходимость организации ее завести);
    • характер работы: трудоустройство на полставки или по совместительству и т.д.

    Оформлять или нет эту бумагу, в каждой организации решают по-своему, но, в любом случае, основные условия трудовых отношений прописываются в трудовом договоре: должность, обязанности и права, оклад, режим труда и отдыха и прочие важные моменты. И только на основании трудового договора, согласно статье 68 ТК РФ, издается приказ о трудоустройстве.

    Трудовой договор

    Будучи официальным действием, прием на работу в ИП или компанию-юрлицо обязательно сопровождается подписанием трудового договора. Это основополагающий документ, описывающий взаимоотношения сотрудника и его работодателя.

    При этом его составлению предшествуют действия:

    1. Подача заявления (процедура обязательна для бюджетных и муниципальных структур). Заявление для ИП о приеме на работу и образец заполнения в 2021 году были приведены ранее, и ничем не отличаются от документа для приёма в частную организацию или бюджетную структуру.
    2. Предоставление претендентом на должность пакета документов для трудоустройства.

    Далее происходит собственно заключение договора и подписание его сторонами.
    После чего:

    Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

    Образец о приеме на работу на ИП

    • новый работник получает свою копию договора;
    • по организации издаётся приказ о приёме на работу;
    • делается соответствующая запись в трудовую книжку.

    Из документов необходимы:

    • общероссийский паспорт;
    • документы по воинскому учёту;
    • трудовая книжка (если таковая отсутствует, её заводят);
    • документы о приобретённой квалификации и уровне образования;
    • направление на работу, когда гражданин пришёл с биржи труда;
    • ИНН;
    • в отдельных ситуациях нужно предоставить нанимателю медзаключение о состоянии здоровья;
    • справка о несудимости;
    • СНИЛС;
    • медицинская справка о профпригодности и иные бумаги.

    Итак, трудовой договор заключён, в нём содержатся:

    • данные по работодателю и сотруднику;
    • условия выполнения последним трудовой деятельности;
    • данные места работы (адрес);
    • права и обязанности сторон;
    • дополнительные условия, бонусы, гарантии;
    • подпись работника и нанимателя.

    Договор поступает в кадровый документооборот и служит основным доказательством трудовых отношений.

    Образец такого документа:

    Важно правильно внести сведения в трудовую книжку.

    На что обратить внимание

    Федеральными законами определены случаи, когда заявление на работу необходимо подавать обязательно — такое правило действует при трудоустройстве:

    • на гражданскую службу (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 27.04.2004 N 79-ФЗ);
    • на муниципальную службу (пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).

    В остальных случаях работнику вовсе не обязательно писать такую бумагу, так как это его право, а не обязанность. Но сложно найти основания для подобного отказа, да и зачем: подписание документа не займет много времени. Во многих компаниях созданы шаблоны, куда остается только занести сведения, дату и поставить подпись.

    Структурно бумага выглядит так:

    • шапка в верхнем правом углу: кому (название должности руководителя, наименование организации, ФИО руководителя);
    • от кого (ФИО работника, иногда — адрес);
  • слово «Заявление» в центре страницы;
  • основной текст с просьбой принять на должность;
  • дата, подпись и ее расшифровка.
  • Можно написать текст полностью от руки, или подставить нужные сведения в шаблон, или набрать его на компьютере, распечатать и собственноручно подписать — допускается любой вариант.

    При устройстве на работу к ИП, а не в организацию, вид документа меняется незначительно. В правом верхнем углу вместо надписи «Генеральному директору (директору)» пишут «Индивидуальному предпринимателю».

    При оформлении в порядке перевода укажите, из какой организации и с какой должности происходит перевод (эти сведения потребуются кадровому работнику для внесения записи в трудовую книжку).

    При трудоустройстве по совместительству указывают его вид: внутреннее или внешнее.

    Как заявление правильно составить

    Заявление для устройства на работу к ИП оформляется по определенным правилам. У работодателя есть право определять форму заявления самостоятельно. Оно пишется произвольно, но с соблюдением нюансов.

    В заявлении должны быть указаны:

    • точное наименование компании, куда устраивается претендент;
    • должность;
    • условия приема на работу.

    В качестве условий может быть работа по совместительству, на пол ставки или на полный день.

    Бланк заявления должен содержать следующую информацию:

    • контактные данные о работодателе, компании, куда хочет пойти работать гражданин;
    • вакансия;
    • полные данные о работнике: ФИО, контакты.

    В заявлении должна быть указана информация о сотруднике, который ведет учет трудоустройства работников.

    ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о приеме на работу к ИП:

    Пример заполнения заявления о приеме на работу к ИП

    Кто подписывает заявление

    Документ, кроме самого соискателя, подписывает руководитель, на имя которого оно составлено. Указание об исполнении документа оформляется на той же бумаге в виде письменной резолюции. Располагается обычно такая надпись в левом верхнем углу листа.

    Одной фразой руководитель подводит итог и оставляет ее на документе. Например,:

    • «принять на работу»;
    • «оформить»;
    • «в приказ»;
    • «не возражаю»;
    • «отделу кадров оформить в установленном порядке».

    Около резолюции директор ставит подпись и число.

    Для работника пометка и подпись директора на заявлении служит гарантией трудоустройства и защитой от необоснованного отказа в приеме на должность. Хотя этот документ, повторим, формально не имеет юридической силы, определяют трудовые отношения трудовой договор и приказ.

    Вот такой вариант с резолюцией руководителя пригодится как образцом:

    Как заполнять трудовую книжку ИП при приеме сотрудника на работу

    Индивидуальный предприниматель обязан внести сведения в трудовую книжку в течение пяти дней с момента трудоустройства работника. Если бланк трудовой не заполняется, это считается нарушением закона. Если человек пришел работать впервые, и у него нет бланка трудовой, индивидуальный предприниматель должен оформить ее самостоятельно.

    При этом нужно полностью заполнить титульный листок. Сотрудник проверяет правильность данных и ставит на титульном листе свою подпись.

    Если человек уже работал ранее, у него есть на руках трудовая книжка, то новая запись вносится под следующим порядковым номером. В записи содержится дата трудоустройства, наименование компании, должность. Все закрепляется подписью руководителя и печатью.

    К порядку оформления трудовой книжки нужно относиться внимательно. Это главный документ, который необходим при начислении пенсии. Нужно проверять, чтобы записи вносились верно.

    Заявление от несовершеннолетнего

    Особенностям заключения трудовых договоров с несовершеннолетними посвящена статья 63 ТК РФ, она определяет возраст, с которого разрешено заключать такие соглашения.

    • Подростки, достигшие 16-летнего возраста, вправе самостоятельно подписывать трудовые соглашения, а, значит, и заявление на трудоустройство пишут самостоятельно, по аналогии со стандартным вариантом для взрослых работников.
    • 15-летнему ребенку, досрочно закончившему школу или продолжающему обучение, разрешается самостоятельно оформиться на работу, но только при условии выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и ущерба учебе.
    • С 14 лет ребенок, который учится в школе, допускается к работе в свободное время только с разрешения одного из родителей и органа опеки и попечительства.
    • Дети до 14 лет привлекаются только для работы в кинематографе, театре или участия в спортивных соревнованиях, при условии согласия родителя (попечителя) и органа опеки. Для спортсменов необходим медосмотр. Если ребенок не достиг 14 лет, трудовой договор за него подписывает родитель, просьбу о приеме на должность тоже излагает родитель.

    В соответствии с законом детям младше 15 лет для оформления на работу требуется согласие родителей и органа опеки. В этом случае документ от соискателя о приеме отличается от стандартного. Свое согласие родитель или попечитель выражает как в форме отдельного документа (он так и назван «Согласие»), так и в виде дополнения к заявлению. Приведем 2 примера написания заявления о приеме несовершеннолетнего, включающие согласие родителя:

    • от подростка 14 лет — документ дополнен согласием родителя;
    • от родителя ребенка младше 14 лет.

    Текст в первом случае выглядит с таким примером:

    Прошу принять меня на работу в ООО «Камелия» на должность помощника секретаря на период летних каникул с 1 июля 2021 года по 31 августа 2021 года

    (дата, подпись, расшифровка)

    Я, Морозова Ирина Борисовна, согласна на прием моей дочери, Морозовой Татьяны Ивановны, в ООО «Камелия» на должность помощника секретаря на период летних каникул с 1 июля 2021 года по 31 августа 2020 года. С правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями ребенка и условиями труда ознакомлена.

    (дата, подпись, расшифровка)

    Во втором случае:

    Прошу принять моего сына, Мальцева Юрия Викторовича, в ООО «Синема» на должность актера второго плана с 17 апреля 2021 года. С правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями ребенка и условиями труда ознакомлена. Даю свое согласие на трудоустройство моего сына, Мальцева Юрия Викторовича, в ООО «Синема» на должность актера второго плана для выполнения легкого труда, не препятствующего обучению и не наносящего вред здоровью.

    (дата, подпись, расшифровка)

    Относится ли заявление к обязательным документам при трудоустройстве?

    Заявление о приеме на работу: правила и порядок написания в 2021 году,

    ТК РФ устанавливает обязательное наличие в письменной форме только трудового соглашения. На основе его будет издан приказ о приеме на работу.

    Считается, что кандидат, прошедший отбор, может просто после устного согласования с представителем компании оформить договоренность в письменной форме, в которой будут зафиксированы основные моменты будущих взаимоотношений. Подпись работника в договоре и будет являться проявлением его доброй воли.

    Но на практике рекомендуется у будущего сотрудника все же запрашивать заявление, в котором будут отражены профессия, дата начала работы, а также условия работы. Это будет свидетельствовать дополнительно о желании вступать работника в трудовые отношения с этим работодателем. В результате, контракт с работником будет оформлен не в голословных договоренностях, а на официальном бланке.

    Однако, нельзя требовать представления работником заявления в обязательном порядке. В этом случае представители нарушат действующее законодательство.

    Этот документ важен и для работника, ведь внесенная руководством резолюция на заявлении будет выступать дополнительным гарантом его прав.

    Внимание! Если новый сотрудник поступает на работу в муниципальные или государственные учреждения и заведения, то в соответствии с существующими нормами федерального законодательства он должен составить заявление на прием в обязательном порядке.

    Срок хранения документа о приеме на работу

    Время хранения документов в архиве определено в Перечне типовых архивных документов, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Бланк о приеме на работу попадает в разряд документов по кадровому обеспечению и, согласно пункту 656 раздела 8 Перечня, хранится в организации 75 лет.

    Правовые документы

    • Статья 65 ТК РФ. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
    • Статья 68 ТК РФ. Оформление приема на работу
    • Федерального закона от 27.04.2004 N 79-ФЗ
    • Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ
    • Статья 63 ТК РФ. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: