Как составить акт об отказе ознакомления с приказом


Когда и для чего составляют акт

Отказ от ознакомления с распоряжением руководства составляется в конфликтных ситуациях на предприятии. Нередко «оскорбленный» сотрудник идет в суд для выяснения отношений. Если основное доказательство нарушений против него — невозможность ознакомиться с приказом, то такой акт станет аргументом не в его пользу. В спорных моментах важно своевременно и корректно составить документ, который оградит компанию от недобросовестных сотрудников при разбирательствах в суде.

Чаще всего такие акты появляются из-за объявления выговоров или увольнения человека. Нередко это связано с халатным отношением к работе, отказе выполнять обязанности, прогулами, опозданиями. Чтобы наказать нерадивого работника, например, за систематические опоздания, работодатель действует поэтапно:

  1. Составляет акт об опоздании.
  2. Пытается взять объяснительную записку.
  3. Издает приказ о выговоре.

Когда нарушитель отказался с ним ознакомиться, тут и понадобится бумага, которая зафиксирует этот факт. Аналогичный документ необходимо составить и в том случае, если он прочитал текст приказа, но не захотел подписывать. Если сотрудник считает действия руководителя несправедливыми или незаконными, то вправе требовать внести его мнение в документ.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали вопрос, когда работник отказался ознакомиться с приказом об увольнении и работодатель составил об этом акт, но на самом приказе записи не сделал, — является ли отсутствие записи об отказе ознакомиться с приказом основанием для привлечения этого работодателя к административной ответственности. Используйте эти инструкции бесплатно.

На практике встречаются несколько причин отказа от проставления автографа в приказе:

  • жестко выраженное несогласие при ознакомлении;
  • физическая неспособность увидеть документ;
  • истечение срока, предусмотренного для знакомства с бумагой.

Если сотрудник физически не способен прочитать информацию, то это обязательно указывают. Но это случается нечасто. Чтобы составить документ отказа от подписи из-за несоблюдения сроков, следует дождаться, когда они истекут. Если составить раньше, то он недействителен.

Часто нарушители наивно полагают, что суд встанет на их сторону, если они не подпишут бумагу. Это их не спасет, поскольку человек вправе не ставить автограф на документе, но не способен лишить его юридической силы. Акт об отказе как раз и подтвердит, что приказ сотруднику показывали.

Что делать, если сотрудник отказывается подписывать приказ

Столкнувшись с воспрепятствованием реализации распорядительной бумаги, работодатель должен позаботится об оформлении документа, фиксирующим попытку проведения ознакомления и отказ сотрудника подписывать приказ.

  • Как написать служебную записку: образец правила составления

Хотя нет единых требований к составлению документа, отказ от подписания приказа об увольнении предполагает соблюдение норм, упомянутых в ГОСТ Р 6.30-2003.

Акт относят к документации информационно-справочного характера, включающей 3 раздела:

  1. Вводная часть с указанием деталей оформления (номер, дата документа) плюс описание состава комиссии. Список граждан из состава комиссии с течением времени меняется.
  2. Описание с указанием фактов, обстоятельств дела, с формулировкой выводов в отношении конкретного лица, занимающего определенную должность.
  3. Список членов комиссии, удостоверивших отказ сотрудника.

В текстовом содержании также указывают количество составленных экземпляров. Документ составляют с участием кадровой службы и привлечением 2 свидетелей.

Процедура оформления

Для соблюдения требований законодательства работодателю предстоит провести следующие действия:

  • Если человек отказался подписывать, фиксируя свое ознакомление с распоряжением, администрация приглашает 2-3 работников, которые будут выступать членами комиссии. При подборе состава комиссии стараются избегать включения прямых подчиненных.
  • Работодатель в присутствии свидетелей предлагает сотруднику на ознакомление и подписание приказ.
  • Если сотрудник устно заявляет о своем нежелании знакомиться с распоряжением, оно зачитывается в присутствии комиссии.
  • Составляется акт с фиксацией отказа от подписания. В целях экономии времени бланк можно подготовить заранее, зная о несогласии человека.
  • Документ подписывают члены комиссии и работник, если он изъявит желание зафиксировать в письменном виде свой отказ.
  • В акт вносят запись «От ознакомления отказался» с подтверждением факта подписями свидетелей.

Запись о несогласии с подписанием и ознакомлением выполняется вручную, а сам бланк может быть напечатан на принтере заранее.

Скачайте: Акт об отказе от подписи (бланк в Word) (25,5 KiB, 1 330 hits)

По завершении составления бумаги необходимо ее зарегистрировать, присвоив номер и указав дату.

В правильном оформлении акта и его последующем хранении на предприятии заинтересован сам работодатель, поскольку это единственная бумага, которая поможет доказать, что администрация предприняла меры по информированию человека. Для отказавшегося никакой юридической разницы наличие-отсутствие акта не дает, но для восстановления после несогласованного увольнения серьезную помощь окажет обоснование отсутствия оповещения.

Как оформляют акт

Единая форма необязательна, вполне подходит свободный стиль оформления. Часто составляют на фирменном бланке, но разрешается и на обычном листе формата А4, на компьютере или вручную. Но тогда необходимо указать все реквизиты. Если основная часть изготовлена на компьютере, то следует помнить, что подписи ставят вручную шариковой ручкой с темными чернилами. Никаких карандашей и фломастеров.

В структуре обязательны несколько разделов:

  1. Шапка документа — название акта и номер, город, в котором зарегистрирована фирма, и дата оформления.
  2. Содержание — информация о гражданине, который отказывается подписывать бумагу (Ф.И.О. и должность), распоряжение, которое ему не понравилось (номер, дата). Свидетели и их данные (фамилии и должности). Здесь указывают по возможности дату и точное время отказа от приказа.
  3. Оставляют место для автографов участников события. Указывают должности и фамилии сотрудника, отказавшегося от подписи первоначального документа, и свидетелей, их подписи с расшифровками.
  4. Ниже указываем, что сотрудник отказался подписать и этот акт. Оставляем место для объяснения сотрудника (что случается редко). Если сообщил хотя бы устно, то составитель вправе это записать. Но чаще приходится писать, что ничем не мотивировал.

Оформляют документ в двух экземплярах. Один — для нерадивого сотрудника, другой — оставляют в компании.

Форма

Разрешается использовать свободный стиль заполнения. Но при этом здесь должны присутствовать все важные данные. Хотя можно использовать стандартные шаблоны, которые доступны для скачивания в сети. Здесь достаточно лишь заполнить пустые строки, вписывая в них соответствующую информацию.

В каких ситуациях оформляется

Если правильно и вовремя составить акт, фирма защищает себя от возможных проблем в будущем. Ведь при сложных взаимоотношениях не исключены ситуации, когда «обиженный» работник обратится за помощью в суд. При этом он может попытаться доказать, что с распоряжением директор его не ознакомил. В этом случае доказать свою правоту компания сможет именно при помощи данного акта. Ведь здесь подтверждается, что сотрудник все-таки ознакомлен с распоряжением. Этот аргумент можно назвать достаточно весомым. При правильно оформлении документа суд примет сторону организации.
Бывает и такое, что в какой-то определенный момент сотрудник не имеет физической возможности поставить свой автограф. В этом случае правильным решением со стороны работодателя будет проставление в акте соответствующей отметки, которая и подтвердит данный факт. Нередко составление такого акта предвещает выговор, дисциплинарное наказание, увольнение. Можно предположить, документ свидетельствует о назревании неприятной ситуации. Нередко на его основании составляется приказ об увольнении.

(Видео: «Если работник отказывается от ознакомления с приказом — Елена А. Пономарева»)

Правила составления акта об отказе от ознакомления с приказом

Законодательство не устанавливает определенных требований ни к форме акта, ни к его содержанию. Исходя из смыслового назначения этого документа, для отражения в нем имеют значение:

  • дата, время и место его составления;
  • данные о сотруднике, составлявшем акт, и лицах, присутствовавших при этом в качестве свидетелей;
  • реквизиты оставшегося неподписанным приказа;
  • собственноручные подписи лиц, привлеченных к процедуре создания акта об отказе от подписания.

Может в нем также присутствовать отсылка к статье ТК РФ, в которой имеется упоминание об оформлении такого акта, а также иные сведения, значимые для возникшей ситуации.

Образец акта об отказе от ознакомления с приказом

Почему нужно фиксировать факт отказа?

Необходимость оформления акта об отказе от ознакомления с приказом вызвана тем, что отсутствие подписи работника на этом документе может быть расценено как намеренное сокрытие его текста от лица, к которому относится распоряжение. Наличие документа, свидетельствующего о доведении содержания приказа до работника и его отказе от проставления под ним подписи, в дальнейшем поможет избежать спорных ситуаций или разрешить возникший спор в пользу работодателя.

Для подтверждения того факта, что работника ознакомили с содержанием приказа, в момент его отказа от подписания составляется акт, в котором необходимо зафиксировать:

  • наличие такого отказа;
  • информацию о том, что содержание документа доведено до сведения работника путем его зачитывания вслух;
  • причины, которые работник назвал не позволяющими ему проставить подпись об ознакомлении.

Как составляется акт об отказе ознакомиться

  • Данные о составителе акта – ФИО и должность.
  • Данные о лице, которое отказываться подписать приказ – ФИО и должность.
  • При составлении документа должны быть указаны свидетели этого отказа, с указанием их должностей и ФИО.
  • Время и место составление акта.
  • Должны быть указаны реквизиты приказа – дата его составления и его номер.
  • Если известен мотив отказа, то он должен быть отражен в акте.
  • Акт должен быть заверен не менее, чем двумя свидетелями.

Правильно составленный документ может защитить работодателя от возможных трудовых споров, который могут быть инициированы работником.

Кто составляет акт об отказе ознакомления с приказом в 2021 году

Как правило, ответственным за составление данного документа назначается кадровик. Хотя не исключено, что управленец назначит выполнять эту функцию кого-то другого. Вообще, существует целый ряд действий, которые должен выполнить работодатель, если ему придется столкнуться с таким протестом со стороны подчиненного.

Так, рекомендуется придерживаться такого алгоритма:

  • директор передает документ сотруднику для ознакомления. Делать это нужно в присутствии свидетелей;
  • обычно, если сотрудник не желает знакомиться с документом под роспись, он сообщает об этом устно;
  • далее, в присутствии тех же свидетелей работнику вслух зачитывается приказ;
  • следующим этапом является непосредственное оформление акта, который свидетельствует о том, что работник не желает ставить свой автограф;
  • не исключено, что работник вообще не пойдет на контакт, поэтому акт не подпишет. При этом директор ставит здесь соответствующую отметку. Данный факт подтверждают свидетели, которые также должны подписать документ.

Необходимо понимать, «вживую» проставляются не только подписи. От руки делается и запись, свидетельствующая о том, что работник отказывается ставить в документе свой автограф.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]