Образец приказа о смене материально ответственного лица, порядок инвентаризации и необходимые документы Юридическая консультация


Материально-ответственные лица

Материально-ответственными могут быть сотрудники компании, занимающие совершенно разные позиции штатного расписания. К ним относятся:

  • бухгалтеры;
  • завхозы;
  • водители;
  • кладовщики и т.д.

Иными словами, все те, кто работает с финансовыми потоками предприятия, имеет в своем распоряжении и пользуется в работе товарно-материальными ценностями, являющимися собственностью организации, становятся материально-ответственными лицами.

Материальная ответственность на работников не переходит автоматически: для ее возложения, ровно как и для передачи ее от одного работника другому издаются соответствующие распоряжения.

Форма документа

Стандартная форма приказа о смене материально-ответственного сотрудника на сегодняшний день на законодательном уровне не установлена.

То есть работники предприятий могут писать документ, исходя из собственных представлений о нем и руководствуясь потребностями организации. Единственное, что важно учесть – чтобы структура, состав и стиль приказа соответствовали нормам распорядительной документации.

Кроме того, если внутри компании есть свой шаблон документа, разработанный и утвержденный руководством, то ориентироваться при формировании всех прочих приказов нужно именно на него.

Виды материальной ответственности

В зависимости от уровня востребования погашения ущерба, разрешенного законом, МО можно разделить на два вида:

  1. Ограниченную МО.
  2. Полную МО.

Кроме того, полная МО может быть:

  • Индивидуальной.
  • Коллективной.

Данная ответственность предполагает компенсирование работником ущерба, нанесенного предприятию, в заранее оговоренном уровне. Таким уровнем может стать среднемесячный оклад (ст. 241 ТК РФ).

В ТК РФ не отображен список случаев нанесения ущерба, за которые устанавливается МО на уровне среднемесячного оклада работника, однако на практике, к наиболее типичным случаям можно отнести:

  • Порчу или уничтожение по небрежности МЦ предприятия, выданных работнику в пользование.
  • Недостача финансов, потеря инструмента, документов, выплата штрафа по вине ответственного сотрудника.

Законодательными нормами РФ предусмотрены положения, когда на МОЛ возлагается полная МО без каких-либо ограничений. Благодаря таким нормам, работник обязан возместить нанесенный предприятию ущерб в полном объеме. Такие ситуации установлены ТК РФ и прочими федеральными законами.

Инструкция по заполнению

Существующими законодательными нормами РФ не предусмотрена унифицированная форма приказа на МОЛ. Однако, при формировании такого распорядительного документа требуется принять во внимание правила, регламентируемые Законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 года.

READ Приказ о сокращении штата работников: образец 2021 года

Согласно данному законодательному акту, при формировании такого документа необходимо заполнить следующие данные:

1) Название предприятия и его реквизиты. Если приказ составляется на фирменном бланке предприятия, эти данные записывать не надо, так как они уже отображены в данном бланке.

2) Далее, по центру строки, заполняется название документа с присвоением ему номера и темы.

3) В следующей строке заполняется место и дата составляемого документа.

4) Распорядительный текст приказа начинается с отображения преамбулы, где обозначается цель документа со ссылкой на законодательные нормы РФ.

5) Затем заполняется само распоряжение с указанием:

  • Ф.И.О. работника на которого возлагается МО, с обозначением его должности и обязанностей.
  • Отображением вида МО (полной или ограниченной).
  • Ф.И.О. должностного лица, на которого возлагается обязанность по заключению договора о МО с ответственным работником, и создания условий по хранению имущества.
  • Порядка проведения инвентаризации МЦ.
  • Требование о доведении составленного приказа до сотрудников, имеющих отношение к данному участку работы.
  • Отображение лица, на которого возлагает контроль за исполнением распоряжения.

6) В завершение, после заполнения всех данных в бланке, требуется документ подписать:

  • Директору предприятия, с расшифровкой подписи.
  • Работнику, на которого возлагается МО, с указанием Ф.И.О., должности и даты ознакомления.
  • Лицам, упомянутым в данном распоряжении, с обозначением тех же данных и даты подписи.

Примечание. Опубликование приказа является лишь одним из этапов к назначению МОЛ. С работником оформляется также договор о МО, где подробно обозначаются права и обязанности МОЛ за данный участок работы.

Образец приказа о материальной ответственности работника

и образец

  • Бланк, doc
  • Образец, doc

Кем он должен быть подписан?

Непосредственной подготовкой приказа на МОЛ может заниматься кадровый отдел (при наличии такового), или по поручению директора предприятия – любое должностное лицо (секретарь, юрист или другой сотрудник, имеющий представление по формированию распорядительных документов).

Однако, не зависимо от того, кто подготовил приказ на МОЛ, он обязан быть подписан директором предприятия или должностным лицом, на которого возложена такая обязанность (например, его заместителем). При отсутствии такой подписи в распорядительном документе, приказ не будет считаться законным. Также свою подпись в документе обязано поставить МОЛ.

Оформление приказа о смене материально-ответственного лица

Что касается оформления, то тут составители приказа также вольны выбирать: делать его в рукописном варианте или печатном. Только во втором случае приказ надо распечатать. Для распечатки подойдет как простой лист бумаги, так и бланк с нанесенными на него реквизитами и логотипом фирмы.

Приказ делается в одном подлинном экземпляре. При необходимости он ксерокопируется и все дополнительные копии заверяются должным образом и передаются по месту назначения (например, начальникам структурных подразделений предприятия).

Кто должен подписать

Все издаваемые внутри организации приказы всегда идут от имени высшего должностного лица – директора (или работника, временно исполняющего его функции). Поэтому первая подпись, которая должна стоять в документе – его, без этого автографа документ просто-напросто не будет действительным. Кроме того, в бланке распоряжения должны расписаться все указанные в нем сотрудники, в том числе те, кого документ касается напрямую и те, кто несет ответственность за его исполнение.

Печать в приказе нужна только тогда, когда руководство требует ее наличия – в законе указаний на то, чтобы визировать такие распоряжения при помощи штемпельных изделий на сегодня нет.

Оформление приказа на проведение инвентаризации

Сначала надо до конца определиться с понятием материальной ответственности и лиц, которые попадают под её действие. Полная ответственность назначается только при определённых условиях:

  1. Необходимость защититься от разглашения важных сведений и тайн.
  2. Вероятность имущественного ущерба в случае неисполнения обязанностей, полного или частичного.
  3. При наличии противозаконных проступков, из-за которых имущество работодателя страдает.
  4. Ущерб, нанесённый умышленно, либо в состоянии алкогольного опьянения.
  5. При выявлении недостачи по ценностям, которые были доверены сотруднику на основании каких-либо соглашений.

Федеральное законодательство на некоторых уполномоченных лиц накладывает полную материальную ответственность изначально.

Правило по материальной ответственности на основе федеральных законов распространяется на руководство, при любых обстоятельствах. Статья 277 ТК РФ говорит о том, что руководитель отвечает за любой материальный ущерб, который был нанесен организации.

Условие о полной МО закрепляется оформлением отдельного соглашения. Для трудового договора это тоже одно из необходимых условий. Тогда руководство в дальнейшем будет точно уверено, что может законно взыскать с подчинённых ту или иную сумму.

Благодаря приказу о назначении ответственных лиц решается сразу две задачи:

  1. Закрепления перечня с имуществом, которое подотчетно конкретному лицу.
  2. Официальное утверждение полномочий того или иного сотрудника.

Для документа не существует стандартизированной формы. Поэтому шаблоны оформляют свои на каждом предприятии, учитывая все договоры и соглашения, подписанные с сотрудником.

Учет и регистрация приказа о смене материально-ответственного лица

Выпускаемые на предприятиях распорядительные акты, к которым относится и приказ о смене материально-ответственного лица, подлежат обязательному учету.

Для этого информацию об их издании необходимо фиксировать в специальном документе – журнале (как правило, лежит он или у секретаря или у другого ответственного работника). Сюда достаточно внести название и номер приказа, дату его выпуска. В случае надобности эти данные помогут не только доказать факт создания распоряжения, но и оперативно и без проблем его отыскать

Как оформляется?

Приказ, на основании которого оформляется смена лица, отвечающего за определенное имущество, составляют в письменной форме, он должен соответствовать традиционно предъявляемым требованиям к подобного рода документам.

Приказ о смене МОЛ может составляться на бланке предприятия, также в обязательном порядке данный документ скрепляют подписью первого руководителя.

Помимо этого, приказ, как правило, включает в себя следующие сведения:

  • название предприятия без общепринятых сокращений;
  • наименование (приказ);
  • дату и место составления;
  • обоснование необходимости возложения материальной ответственности на другое лицо – конкретизируется причина, по которой определенный работник на протяжении определенного периода времени не сможет отвечать за вверенное ему имущество;
  • ссылку на документ, который служит основанием для такого рода смены;
  • данные работника, на которого ранее возлагалась материальная ответственность;
  • сведения о работнике, к которому переходит эта ответственность;
  • дату, когда осуществляется данный переход (одно лицо передает, а другое принимает обязательства имущественного характера);
  • указание на факт передачи вверенного имущества (это фиксируется в соответствующем акте);
  • необходимость подписания дополнительного соглашения к трудовому договору с новым сотрудником;
  • сведения о сотруднике, на которого возложен контроль за исполнением приказа.

Все вышеперечисленные сведения излагаются в произвольной форме.

С приказом в обязательном порядке следует ознакомить лиц, которые в нем указаны (передающего материальные ценности и принимающего их).

приказа о смене материально-ответственного лица – word.

фото-3

В связи с увольнением

В случае прекращения трудовых правоотношений с лицом, на которое возложена ответственность за определенные ценности, осуществляется их передача лицу, который будет выполнять обязанности вместо уволенного.

Процедура смены МОЛ при увольнении включает следующие моменты:

  • проведение инвентаризации;
  • оформление приема-передачи ценностей (об этом составляется акт установленной формы).

Для проведения инвентаризации приказом по предприятию создается комиссия.

Также в данном локальном нормативном акте указывают срок, в течение которого должно быть проверено наличие и состояние всех материальных ценностей. По результатам инвентаризации уполномоченными лицами составляется акт.

Стоит учесть, что в тот же день, когда инвентаризируют имущество, составляется и акт приема-передачи от сотрудника, который увольняется, лицу, которое принимает на себя его трудовые обязанности.

Весьма важно, чтобы в процессе инвентаризации присутствовало лицо, с которого снимается материальная ответственность, и другой сотрудник, на которого данная ответственность возлагается.

Значительным нюансом является и то, что инвентаризация и передача материальных ценностей от одного лица к другому должна быть произведена до того, как работник будет уволен (или переведен на иную должность).

Это означает, что дата приказа о смене материально ответственного лица должна предшествовать дате приказа об увольнении.

Это предусмотрено с той целью, чтобы возникающие в ходе проверки разногласия можно было разрешить до того момента, пока не будут прекращены отношения сотрудника с работодателем.

При уходе в отпуск

В ситуации, когда работник, отвечающий за вверенное ему имущество, реализует свое законное право на отдых, также необходимо оформление приказа о передаче материальных ценностей.
В данном случае их принимает работник, который будет исполнять обязанности сотрудника, уходящего в отпуска.

При этом, оформляется точно такой же приказ о смене МОЛ, как и при увольнении.

В обязательном порядке в этом документе указывается срок, на который осуществляется передача ценностей.

Помимо этого, необходимым является составление акта приема-передачи, который подписывается обоими работниками, после чего утверждается руководителем предприятия.

После окончания отпуска производится передача товарно-материальных ценностей лицом, которое временно исполняло обязанности отсутствующего работника, лицу, которое вышло из отпуска.

Правила и сроки хранения

Оригинал документа, подписанный всеми заинтересованными лицами, должен храниться с соблюдением определенных норм. После ознакомления с ним всех сотрудников, бланк подшивается в папку к другим таким же бумагам и хранится там на протяжении срока, указанного в российском законодательстве или прописанного в локальных актах компании, в недрах которой он был сформирован.

После того, как срок хранения распоряжения закончится, его можно либо передать в архив организации, либо уничтожить (также с соблюдением установленного регламента).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: