Доплата водителям за ненормированный рабочий день и правила ее расчета

Порядок организации труда водителей регламентируют ст. 329 ТК РФ и отдельные нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Часто возникает вопрос о возможности введения ненормированного режима работы для водителя служебного легкового автомобиля или иного транспортного средства. Хотя формально применять подобный способ организации труда для этой категории должностей не запрещено, определённые ограничения все же существуют. Рассказываем про ненормированный рабочий день водителя и изменения с 2021 года.

Для каких водителей можно вводить ненормированное время

Рабочий режим, время перерывов и отдыха сотрудников, управляющих транспортными средствами, до 2021 года регулирует приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. В этом документе предусмотрен ряд ограничений, из-за которых к ним не всегда можно применить ненормированный рабочий день для организации работы.

Важно

Приказ Минтранса от 20.08.2004 № 15 отменяется с 01.01.2021 в рамках т. н. регуляторной гильотины (постановление Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742). Новый приказ Минтранса с 2021 г. утвердил Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей.

В п. 14 старого приказа Минтранса и п. 8 нового документа чётко определен перечень водителей, для который может быть установлен ненормированный рабочий режим (т. е. изменений в перечне с 2021 г. нет). Это:

  • трудящиеся, занятые управлением легкового автомобиля (кроме такси);
  • водители в рамках геологоразведочных, изыскательских, топографо-геодезических работ в полевых условиях.

Чередование и длительность рабочих дней при ненормированном режиме водителей устанавливают на основании продолжительности недели по производственному календарю, а время отдыха предоставляют на общих основаниях.

Таким образом, для водителей грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники, если они не участвуют в экспедициях или геологических изысканиях, такой режим работы установлен быть не может.

Режим труда и отдыха водителя по ТК

Правовому регулированию работы водителей посвящено несколько нормативных актов.

В Трудовом кодексе этому вопросу посвящена целая глава — 51-я. В ней три статьи:

  • Статья 328 устанавливает правила трудоустройства.
  • Статья 329 регламентирует рабочий график: продолжительность рабочего дня водителей, перерывы, периоды отдыха. В ней же сказано, что особенности условий труда шоферов регулируются Минтрансом.
  • Статья 330 посвящена трудовой дисциплине работников, связанных с управлением транспорта.
Штрафные санкции за ошибки в работе кадровика становятся все строже, а изменений в законодательстве — все больше. Пройдите дистанционный курс и вы сможете подготовиться к проверке, заранее определив возможные нарушения.

Режим труда и отдыха водителей в 2021 по Минтрансу

Конкретные указания по формированию и соблюдению режима труда и отдыха водителей содержатся в Приказе Минтранса РФ от 16 октября 2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Это основной документ в практической работе с водителями.

Приказ вступил в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Данный документ устанавливает особенности режима рабочего времени водителей автомобилей, когда это входит в их должностные обязанности и водителей-ИП, самостоятельно управляющих транспортным средством.

Приказ исключает следующие категории водителей:

  • обслуживающих органы госвласти и местного самоуправления на служебных легковых автомобилях;
  • работающих на международных перевозках;
  • не выезжающих на дороги общего пользования, передвигающихся только в границах предприятия;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны, пожарных и аварийно-спасательных ,включая скорую помощь, машины, задействованные в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими военных обязанностей.
Для всех остальных водителей, с которыми заключен трудовой договор, выполнение норм Положений Минтранса обязательно. Чтобы уберечь свою компанию от штрафов, убедитесь, что локальные акты отвечают действующему законодательству. Особое внимание уделите:
  • Трудовым договорам и должностным инструкциям водителей и механиков.
  • ПВТР.
  • Положению об оплате труда водителей.

Продолжительность рабочего времени водителя устанавливается в соответствии с этими нормативами:

  • максимальное рабочее время водителя не должно превышать 40 часов в неделю;
  • по аналогии с предыдущим пунктом максимальный рабочий день водителя в течение 24 ч. — 9 ч. с возможным увеличением до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю;
  • это время водитель может увеличить на два часа, чтобы доехать до стоянки или закончить поездку.

Отдых после смены длится не менее 11 часов, время отдыха водителей между сменами можно сократить максимум на 2 часа и не более трёх раз в неделю.

Сложности ненормированного режима водителей

В длительность рабочего дня водителя входит:

  • продолжительность управления автомобилем;
  • подготовительно-заключительное время;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время устранения неисправностей;
  • время простоев не по вине работника;
  • иные категории времени.

Сложность в части применения ненормированного режима водителей заключается в жестком ограничении времени непрерывного вождения. Так, согласно пп. 10-14[/cplink] нового приказа Минтранса, с 2021 года можно заниматься непосредственным движением на машине:

  • не более 9 часов в течение рабочего дня при ежедневном режиме;
  • повышение длительности управления до 10 часов возможно при суммированном учете времени работы, но не более 2 раз в неделю;
  • при достижении максимального времени управления автомобилем, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и/или следования к месту стоянки;
  • время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель – 90 часов.

Есть и другие нюансы касаемо специальных перерывов.

В законодательстве нет каких-либо оговорок в части длительности периода непосредственного вождения при ненормированном рабочем дне. Следовательно, несмотря на возможность увеличения общей продолжительности работы при таком режиме, длительность управления не должна превышать установленные ограничения.

За нарушение указанных ограничений в п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ предусмотрен штраф:

  • для должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб.;
  • для ИП – от 15 000 до 20 000 руб.;
  • для организаций – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Важно

Выходные дни предоставляют водителям на общих основаниях – согласно введенному для них графику работы. Если нет каких-либо оговорок на этот счет в коллективных или трудовых договорах, привлечение сотрудника к труду в нерабочие дни оплачивают по повышенным тарифам на условиях ст. 153 ТК РФ.

Для трудящихся на ненормированном режиме действует общий режим работы в компании: длительность рабочего дня, время перерывов для отдыха и питания, время междусменного отдыха, количество и очередность предоставления выходных дней, закрепленных в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре.

Периодическое разовое привлечение к труду за пределами рабочей смены оплате не подлежит, но его компенсируют предоставлением дополнительного отпуска (ст. 101 ТК РФ). Длительность такого периода дополнительного отдыха не может быть менее 3-х дней (ст. 119 ТК РФ).

Доплата водителям за ненормированный рабочий день

Сверхурочная работа всегда предполагает наличие дополнительных компенсаций. Здесь существуют определённые правила:

  • таким специалистам, помимо основного, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • продолжительность времени отдыха – до трёх дней и более;
  • предприятие само решает, какое время кому может предоставить.


Как оплачивается ненормированный рабочий день водителя

Специалисты Федеральной Службы занятости отмечают, что дополнительно оплачивать ненормированный график нет необходимости. Только дополнительное время работы предполагает наличие дополнительной оплаты. Но это происходит в том случае, если занимается время, свободное от выполнения основных обязанностей. В данном случае используются те же правила, что и для переработки, то есть – сверхурочных.

Если исполнение обязанностей предполагает наличие ненормированного рабочего времени, то действуют стандартные правила. Это касается начала рабочего времени, графика явки на рабочее место и так далее. Все вопросы должны оговариваться в коллективном либо индивидуальном трудовом соглашении.

Но на выходные и праздничные дни стандартный порядок не распространяется. В силу вступают статьи 113 и 153 Трудового кодекса, если именно в этот период сотрудника вызывают на своё место. Рекомендуется установить удвоенный размер выплат за работу в такие моменты.

Сотрудники могут выбирать компенсацию по своему усмотрению. Это может быть отгул либо оплата в удвоенном размере.

Специалисты из служб занятости не рекомендуют злоупотреблять возможностью вызывать сотрудников в неосновное время. Если подобное поведение станет нормой, подчиненный имеет право обратиться в контролирующие организации для защиты своих прав.

Порядок оформления ненормированного рабочего дня водителя

Существенных отличий в процедуре документального оформления ненормированного режима водителей с 2021 года нет. До его ведения работодатель обязан закрепить в локальном акте перечень должностей, для которых он возможен. Ненормированное время может быть введено как при приеме на работу, так и впоследствии – для уже трудящегося сотрудника.

Поскольку режим труда и отдыха – это обязательное условие трудового договора, оно должно быть включено в его текст при приеме. Если сотрудник уже трудится в компании, подобное обстоятельство указывают в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Оплата труда водителей при ненормированном рабочем дне

Для водителей, которые работают в этом режиме, законодательством не предусмотрены никакие надбавки. Предполагается, что зарплата для сотрудника на ненормированном рабочем дне устанавливается уже с учётом особенностей их рабочего режима.

Но здесь важно понимать разницу между ненормированным рабочим днём и сверхурочной работой. Кстати, этот вопрос мы уже разбирали в нашей статье. Если имела место именно сверхурочная работа, то за неё водителю, разумеется, полагается надбавка.

Льгота, предусмотренная ч. 1 ст. 116 ТК РФ для работников с ненормированным рабочим днём – это дополнительный отпуск. Его продолжительность должна быть не менее трёх календарных дней в год. Но она может быть больше – в зависимости от условий коллективного договора или правил внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 119 ТК РФ).

Итоги

С 01.01.2021 вступает в силу новый приказ Минтранса, регулирующий в том числе правила применения режима ненормированного дня для водителей.

Устанавливать ненормированный день допустимо только водителям легковых авто, используемым для служебных задач. Также может не нормироваться рабочий день водителей, занятых в сфере геологоразведки и изысканий. Для всех прочих категорий водителей ненормированный режим недопустим.

Нанимателю также следует помнить, что он может продлевать рабочий день водителя (с соблюдением установленных ограничений), но не может увеличивать максимально допустимое время непосредственно пребывания за рулем, установленное Минтрансом с 2021 года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]