В сегодняшней статье расскажем, как определить продолжительность оплачиваемого отпуска муниципального служащего. Коротко остановимся на порядке определения размера денежного содержания за период отпуска. Кроме того, поговорим об отпусках без сохранения заработной платы.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Законом о муниципальной службе в РФ[1], иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о муниципальной службе.
То есть вопросы предоставления и оплаты отпусков регулируются прежде всего специальным законодательством, а потом уже трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит:
- из основного оплачиваемого отпуска;
- из дополнительных оплачиваемых отпусков.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска
Муниципальному служащему предоставляются следующие дополнительные оплачиваемые отпуска:
- за выслугу лет;
- за ненормированный рабочий день (если служащему установлен такой режим работы);
- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если таковые имеются);
- за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;
- в случаях, установленных законами субъекта РФ.
Остановимся на каждом из этих видов отпусков отдельно.
Отпуск за выслугу лет
Федеральным законодателем установлена максимальная продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет — 10 календарных дней. Конкретный порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов РФ. Приведем выдержки из некоторых региональных законов.
Наименование и норма документа | Порядок предоставления отпуска |
Пункт 5 ст. 28 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон № 50) | Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год муниципальной службы |
Пункт 2 ст. 15 Закона г. Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 53-8) | Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день за 3 полных календарных года муниципальной службы, но не более 10 календарных дней |
Пункт 4 ст. 20 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (да- лее — Закон № 99-З) | Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью: 1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день; 2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет — календарных дней; 3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней; 4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более — 10 календарных дней |
Если в законе субъекта РФ либо нормативном акте муниципалитета не прописан порядок определения продолжительности оплачиваемого отпуска за выслугу лет, то следует применять правила, установленные п. 5 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в РФ[2]. Поскольку посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (п. 5 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ, п. 5 ст. 7 Закона о государственной гражданской службе в РФ).
В соответствии с этим законом продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет составляет:
- при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;
- при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет — 5 календарных дней;
- при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;
- при стаже муниципальной службы 15 лет и более — 10 календарных дней.
Алгоритм назначения отпуска муниципальным служащим
Порядок назначения и выплаты отпуска муниципальным служащим практически не отличается от процесса ухода в отпуск обычных работников в коммерции. Уход в отпуск сопровождается следующими процедурами:
- В организации должен существовать утвержденный график отпусков, согласно которому работники уходят на отдых. График по форме Т-7 утверждается за 2 недели до начала года
- Служащий должен написать заявление на все отпуска, в которые он желает пойти
- После того, как заявление подпишет руководитель организации, за две недели до начала отпуска создается приказ по форме Т-6. Приказов создается столько, сколько работников уходят в отпуск, то есть на каждого из них
- В отличие от сферы коммерции, муниципальный служащий получает свои отпускные выплаты за 10 дней до начала отпуска
Если в течение года возникает необходимость в корректировке периодов отпусков, то издаются отдельные приказы.
Отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
Специальных положений о предоставлении муниципальным служащим дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Закон о муниципальной службе в РФ не содержит. Следовательно, применяются общие положения, установленные Трудовым кодексом.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) отнесены к вредным условиям 2-й, 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ (ст. 117 ТК РФ).
Отпуск муниципального служащего: сколько дней составляет и каков размер единовременной выплаты?
Лица, состоящие на гражданской службе в муниципальных предприятиях и организациях, имеют право на основной и дополнительные отпуска. Количество и продолжительность дополнительных отпусков определяются местным законодательством и напрямую зависят от срока нахождения на муниципальной службе.
Условия предоставления отпусков
Согласно ст. 21 закона №25 «О муниципальной службе в РФ», существуют следующие виды отпусков гражданских служащих муниципалитетов:
- основной;
- дополнительный за выслугу лет;
- дополнительный при ненормированном рабочем дне;
- отпуск за свой счет;
- декретный отпуск.
Основной отпуск муниципального служащего составляет 30 дней в году, при его дроблении минимальная продолжительность одной из частей составляет 15 дней.
Дополнительный отпуск за выслугу лет длится максимум 10 дней, при этом региональные и местные власти определяют самостоятельно, сколько дней отпуска полагается за определенный срок службы.
В большинстве случаев каждый новый год службы дает право на 1 дополнительный день отпуска.
Например, в Брянской области за 5 лет службы добавляется 1 день отпуска, за 10 лет – 5 дней, а за службу дольше 15 лет – 10 дней дополнительного отпуска.
Важно знать, что в 2021 году дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет был уменьшен с 15 до 10 дней, и те служащие, которые не успели использовать свой дополнительный отпуск или его часть в 2021 году, могут воспользоваться данным правом до конца 2021 года.
Если служащий работает по ненормированному графику, он имеет право на дополнительный трехдневный ежегодный отпуск, его можно использовать отдельно или присоединить к отпуску за выслугу лет, основному и т. д.
Основной и дополнительные отпуска можно переносить на следующий календарный год или получать вместо их использования денежную компенсацию, но не более, чем 2 года подряд.
Декретные отпуска и выплаты предоставляются муниципальным служащим на общих основаниях. Неоплачиваемый отпуск предоставляется сроком до 12 месяцев по заявлению служащего (п. 6 ст. 21 25-ФЗ), при этом за ним сохраняется должность, оклад, а также непрерывный стаж.
Все виды отпусков могут разбиваться на части и объединяться по согласованию с руководителем подразделения, но использование муниципальными служащими своих прав на отпуска не должно приводить к нарушению порядка работы муниципальных учреждений.
Порядок назначения отпуска
Оформление отпуска муниципальному служащему происходит так:
- Служащий подает заявление на использование положенных ему отпусков в следующем году, указав желаемые периоды.
- Сотрудники кадровой службы и руководитель подразделения составляют график отпусков с учетом заявлений всех служащих.
- График отпусков (форма Т-7) подписывается за 2 недели до нового года.
- За 2 недели до выхода в отпуск каждого служащего составляется отдельный приказ по форме Т-6 и вносятся корректировки в табель учета рабочего времени (форма Т-13).
- За 3 дня до отпуска служащим выплачивается отпускное пособие.
Если требуется внести изменения в график отпусков в течение года, это делается отдельным приказом по соглашению руководства и рядовых служащих.
Выплаты
При выходе в отпуск муниципальные служащие могут рассчитывать на следующие виды выплат:
- отпускные;
- единовременное пособие к отпуску;
- социальное пособие.
Отпускные выплаты рассчитываются и производятся перед каждым выходом в оплачиваемый отпуск по общим правилам, определенным трудовым законодательством.
Единовременная выплата
Единовременное пособие к отпуску относится к стимулирующим надбавкам и выплачивается, согласно условиям коллективного договора и нормативных актов местного самоуправления.
Для получения единовременного пособия необходимо, чтобы служащий удовлетворял следующим условиям:
- имел срок службы на данном месте не менее 1 года;
- не имел дисциплинарных взысканий;
- не имел иных ограничений на получение пособия, предусмотренных законом.
Срок службы для получения дополнительной выплаты к отпуску каждый муниципалитет определяет самостоятельно, в большинстве случаев он составляет от 1 до 5 лет. Выплата пособия происходит за 3 дня до наступления одной из частей отпуска по заявлению служащего.
Если служащий не воспользовался правом на выплату перед выходом в отпуск в течение года, он может получить данную выплату перед наступлением нового года по заявлению, но перенос выплаты на следующий год не допускается.
Размер единовременной выплаты
Размер выплаты определяется муниципальным предприятием и обычно составляет процент от ежемесячного оклада, но также может применяться система коэффициентов, зависящих от количества лет службы. Например, пособие к отпуску муниципальным служащим в Москве составляет два месячных оклада, а в ряде регионов месячный оклад умножается на коэффициент, равный:
- 1,05 – за 3 года службы;
- 1,15 – за 5 лет службы;
- 1,25 – за 8 лет службы;
- 1,3 – за 10 лет службы;
- 1,5 – за 15 лет службы.
Социальное пособие
Социальная выплата является альтернативой стимулирующей и производится при наличии уважительных причин – например, если отпуск связан с похоронами или болезнью близких родственников, служащий имеет право на получение социальной выплаты даже при наличии дисциплинарных взысканий и отсутствия требуемого стажа.
Для получения выплаты данного вида необходимо предъявить документы, подтверждающие наличие уважительной причины: справки о болезни членов семьи, свидетельство о смерти родственника и т. д.
Порядок предоставления отпускных выплат
Получение выплаты к отпуску происходит в следующем порядке:
- Служащий подает заявление на имя руководителя подразделения.
- Руководитель рассматривает заявление, подписывает и отправляет в отдел кадров.
- Сотрудник кадровой службы рассчитывает сумму выплаты и составляет приказ.
- Приказ подписывается руководителем, служащим (в ознакомлении) и направляется в бухгалтерию.
- Бухгалтерия выплачивает пособие служащему.
Если лицу, уходящему в отпуск, полагается несколько видов выплат, они производятся в бухгалтерии одновременно за 3 дня до начала отпуска.
В заявлении на выплату нужно указать:
- наименование учреждения и ФИО руководителя;
- ФИО, разряд и должность служащего;
- основание для получения выплаты;
- продолжительность, даты начала и окончания отпуска;
- дату и подпись служащего.
Если выплата назначается не в связи с отпуском, а по иной уважительной причине, нужно указывать причину и серийные номера подтверждающих документов.
В приказе на назначение пособия приводится следующая информация:
- дата и номер приказа;
- название структуры и ФИО руководителя;
- ФИО и должность служащего;
- название и номер нормативного акта, являющегося основанием для получения выплаты (внутренний приказ организации или постановление властей);
- даты начала и окончания отпуска.
Образцы документов: заявление на выплату отпускных можно посмотреть здесь, приказ на назначение пособия здесь.
Расчет полного отпускного пособия для муниципального служащего осуществляется в зависимости от дохода за последний год по формуле О = P + Д / 12 / 29,3 * N,
где P – единовременное пособие к отпуску, определяемое местными властями или руководством организации, N – число дней отпуска, а Д – общий расчетный доход служащего за последний год, включая доход за фактические дни службы и номинальный среднедневной доход за дни государственных праздников, незаконного отстранения от службы, вынужденного отсутствия на службе и т. д.
Калькулятор расчета отпускных
Муниципальным служащим положен основной отпуск длительностью 30 дней, дополнительный за выслугу лет – максимум до 10 дней и годичный неоплачиваемый отпуск с сохранением должности по желанию. Размер единовременного пособия к отпуску зависит от местных законодательных норм и общего стажа муниципальной службы.
Отпуск за работу в особых климатических условиях
В силу ст. 116, 321 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» кроме установленных дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, в качестве компенсации полагается также ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:
- в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня;
- в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней;
- в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.
Согласно ст. 313 ТК РФ лицам, проживающим в названных районах, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.
Иные дополнительные отпуска, предусмотренные федеральным законодательством
На муниципальных служащих, как и на других граждан РФ, распространяются положения иных федеральных законов, предусматривающих предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков. Речь прежде всего идет о гражданах, подвергшихся воздействию радиации.
Категория граждан | Продолжительность дополнительного отпуска | Наименование и норма документа |
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | 14 календарных дней | Пункт 15 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ |
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС | 14 календарных дней | Пункт 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 |
Разделение отпуска на части
В соответствии со ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.
Законами субъектов РФ муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные гарантии, например, возможность разделения отпуска на части по желанию работника. Приведем выдержки из региональных законов.
Наименование и норма документа | Порядок предоставления отпуска |
Пункт 6 ст. 28 Закона № 50 | По желанию муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней |
Пункт 3 ст. 15 Закона № 53-8 | Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней |
Отпуск муниципальным служащим
Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.
Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.
Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.
Замена отпуска денежной компенсацией
В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
Однако нужно помнить, что замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, осуществляется в особом порядке (ст. 117 ТК РФ, Письмо Минтруда РФ от 27.06.2017 № 14-2/ООГ-5299):
- не допускается замена денежной компенсацией минимально установленной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (7 календарных дней);
- замена дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего минимально установленную продолжительность такого отпуска (7 календарных дней), возможна при условии, если это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором, а также на основании письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.
Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков:
- беременным женщинам;
- работникам в возрасте до 18 лет.
Порядок расчета отпускных
Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, определенном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы (ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ).
Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, действует единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение № 922).
Для справки
Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, установлены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.
В пунктах 2, 3 Положения № 922 указано, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, за исключением выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Напомним, что труд муниципального служащего оплачивается в виде денежного содержания, которое состоит (ст. 22 Закона о муниципальной службе в РФ):
- из должностного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью;
- из ежемесячных и иных дополнительных выплат служащего, определяемых законом субъекта РФ.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.
Таким образом, в разных субъектах РФ (муниципалитетах) действуют свои правила определения размера денежного содержания муниципальных служащих. Поэтому универсальный совет, как определить размер отпускных, дать сложно. Выделим лишь некоторые базовые моменты.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В соответствии с п. 2 Положения № 922 применительно к муниципальным служащим к таким выплатам, в частности, относятся:
- денежное содержание, начисленное служащему за отработанное время (пп. «е»);
- надбавки и доплаты к должностным окладам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и др. (пп. «к»);
- выплаты, связанные с условиями труда, в том числе обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы (пп. «л»);
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. «н»);
- другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (пп. «о»).
Размер денежного содержания на период нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске исчисляется следующим образом:
1) определяется средний дневной заработок путем деления суммы фактически начисленного служащему денежного содержания за 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3) (п. 10 Положения № 922);
2) определяется сумма отпускных путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска.
Часто у бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли включать ту или иную выплату, полагающуюся служащему, в расчет среднего заработка? Разберем этот вопрос подробно.
Дополнительные выплаты к отпуску. Как правило, при уходе в отпуск муниципальным служащим полагаются дополнительные выплаты к отпуску.
Наименование и норма документа | Порядок предоставления отпуска |
Пункт 10 ст. 20 Закона № 99-З | При предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух должностных окладов |
Пункты 1, 2 За- кона № 50 | Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, в том числе размер и порядок осуществления единовременной выплаты к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску |
Напомним, п. 3 Положения № 922 установлено, что в расчет среднего заработка для оплаты очередного отпуска не принимаются выплаты социального характера. Действующее законодательство не содержит прямого указания на порядок учета при расчете среднего заработка для муниципального служащего единовременной выплаты к отпуску. При этом отсутствие утвержденного федеральным законодательством правила для муниципальных служащих не препятствует установлению его нормативным правовым актом субъекта РФ.
Материальная помощь. Сложности возникают и с материальной помощью. Дело в том, что в Положении № 922 материальная помощь отнесена к выплатам социального характера, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Однако у муниципальных служащих материальная помощь нередко входит в систему оплаты труда и, по сути, социальной выплатой не является.
Анализ арбитражной практики показывает, что большинство судей считают, что названные выше выплаты не должны учитываться при определении среднего заработка.
Реквизиты документа | Выводы судей |
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.04.2017 по делу № 33-3195/2017 | Единовременная выплата при предоставлении отпуска и материальная помощь не должны учитываться при расчете среднего заработка |
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014 | Материальная помощь к отпуску относится к социальным выплатам, не учитываемым в составе заработка при исчислении среднедневного заработка |
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 по делу № 33-2190 | Единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска относится к выплатам социального характера, так как не связана с выполнением муниципальным служащим функциональных обязанностей, и не учитывается при расчете среднего заработка |
Справедливости ради надо отметить, что есть и противоположные решения судей. Например, в Определении Ростовского областного суда от 26.01.2012 по делу № 33-1042 сказано, что поскольку согласно закону субъекта РФ о муниципальной службе служащему в числе дополнительных выплат ежемесячно выплачивается материальная помощь, она не является социальной выплатой, а относится к денежному содержанию служащего, следовательно, должна учитываться при расчете среднего заработка. Подчеркнем, что таких решений намного меньше. В любом случае при принятии решения о том, учитывать спорные суммы при расчете среднего заработка или нет, нужно ориентироваться на формулировки регионального законодательства о муниципальной службе в части порядка определения денежного содержания муниципальных служащих.
Статья 21. Отпуск муниципального служащего
Статья 21 закона 25-ФЗ посвящена отпускам муниципальных служащих. Всего выделяют следующие виды отпусков:
- Ежегодный: основной и дополнительный
- Дополнительные: за ненормируемую работу, наличие вредных факторов, работу на Крайнем Севере и подобных территориях
- Без сохранения оплаты
Каждый из таких отпусков предоставляется в календарных днях. Рассмотрим кратко каждый из видов отпусков в таблице.
Вид отпуска | Пояснение | |
Ежегодный | Основной | Отпуск предоставляется всем муниципальным служащим, его продолжительность составляет 30 дней |
Дополнительный за выслугу лет | Отпуск за выслугу лет предоставляется максимум на 10 дней и регулируется, в том числе, законом №79-ФЗ от 27.07.2014 года. Период работы служащего на муниципальной должности определяется по его трудовой книжке. Такой вид отпуска будет рассмотрен ниже | |
Дополнительные отпуска | Согласно пункту 5.1 статьи 21 закона №25-ФЗ, для тех, кто трудится на условиях ненормируемого рабочего дня, необходимо предоставить дополнительно 3 дня к отпуску
| |
Без сохранения зарплаты | Каждый служащий при необходимости может подать заявление руководству с просьбой уйти в отпуск за свой счет. Срок такого отпуска не может превышать 12 месяцев. При этом сотрудник находится в таком отпуске за свой счет |
https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru
Здесь следует также отметить, что все выплаты, которые будут признаны доходом, отражаются в Постановлении №562 от 06.09.2007 года.
Специфика расчета в том, что премии за особые поручения и материальная помощь учитываются в размере 1/12 от их общей суммы. В целом же схема расчета совпадает с тем, как рассчитываются отпускные для работников коммерческой организации.
Приведем практический пример расчета отпускных выплат служащему.
Муниципальный служащий Петров уходит в отпуск с 1 июня 2021 года на 15 дней. Его оклад за месяц составляет 20000 рублей, ежемесячная выплата 5000 рублей. За прошедший год работник получил в виде премии 10000 рублей и материальную помощь в размере 3000 рублей.
- 20000 5000 (10000 3000) / 12 = 26083,33 рубля
- Сумма отпускных составит: (26083,33 / 29,3) * 15 = 13353,24 рубля
- Ниже подробнее рассмотрим отпуск за выслугу лет.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг |
Такая выплата является стимулирующей. Её можно получить в соответствии с условиями коллективного договора и местного законодательства. Такая выплата доступна не для каждого служащего, а только тем, кто подходит под определенные критерии:
- Время работы в конкретной организации должно быть не менее 12 месяцев. Обычно устанавливаются рамки 1-5 лет
- За время работы служащий не должен подвергаться дисциплинарным взысканиям
- Иногда законодательством устанавливаются ограничения на выплату пособий. У тех, кто хочет получить единовременную выплату таких ограничений быть не должно
Следует помнить, что выплата производится за 3 дня до начала отпуска.
Если служащий не стал использовать право на единовременную выплату перед отпуском, то получить ее необходимо до начала нового года. Это связано с тем, что выплата не переносится на другой год.