Законодательство
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Основываясь на части второй ст. 212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений. Основная цель и задача данной процедуры – улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов. Процесс проведения аттестации включает в себя:
- гигиеническую оценку условий труда работников;
- оценку травмобезопасности на предприятии;
- оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;
- обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.
Законодательное регулирование
В настоящий момент в законодательстве общепринятый термин «аттестация рабочих мест» заменен на новое понятие – СОУТ (специальная оценка условий труда). Термин используется в профессиональных кругах, а на практике по-прежнему применяется понятие «аттестация рабочих мест».
Основным законодательным актом, регламентирующим вопрос проведения аттестаций, является № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому закону, каждый работодатель в обязательном порядке должен проводить систематические аттестации рабочих мест с целью выявления возможных нарушений, опасных и вредных факторов.
Подобные проверки позволяют повысить уровень безопасности работников и улучшить условия их труда.
Ст. 226 ТК гласит, что работодатели обязаны выделять определенную сумму денежных средств на обеспечение надлежащих условий труда.
Ст. 212 ТК определяет, что в обязанности работодателя входит проведение аттестации рабочих мест, сертификации работ по охране труда.
Постановлением Минтруда утверждены «Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда».
Сроки аттестации
Организация сама определяет, когда ей нужно проводить аттестацию. Однако по закону, проводить её нужно не реже одного раза в 5 лет! Важно знать, что если на вашем предприятии появляется новое рабочее место или изменено производственное оборудование рабочего места, то его необходимо аттестовать в течении 60 дней.
Многие работодатели путают аттестацию рабочих мест с аттестацией работников. Важно понять, что аттестуется именно рабочее место, а не работник! Например, в вашей организации может работать 5 человек, а рабочих мест может быть 2, 3 или даже 8. Некоторые работники могут выполнять разные задачи и занимать соответственно несколько рабочих мест, каждое из которых обязан аттестовать работодатель!
Нюансы
Независимая организация, аккредитованная на проведение проверок подобного рода, может отказаться от сотрудничества с конкретным работодателем.
Отказ может быть получен в связи с нежеланием работодателя представить экспертам необходимые нормативные документы, либо в связи с нежеланием или неготовностью работодателя обеспечить экспертам надлежащие условия для проведения измерений и оценок.
На сколько лет действительны результаты аттестации? Каждое рабочее место должно оцениваться минимум один раз в 5 лет. Моментом последней проверки считается дата завершения прошлой аттестации данного рабочего места. Датой начала новой проверки считается день издания работодателем приказа о создании комиссии и утверждении графика работы комиссии.
Таким образом, и срок действия документов аттестации равен 5 годам.
Новые рабочие места должны быть аттестованы в течение 60 дней с момента их организации.
Аттестация рабочих мест и штрафы
За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.
На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.
Результаты проверки
В конце проверки составляется итоговый отчет по аттестации рабочих мест. К отчету прилагаются следующие сведения:
- приказ о проведении аттестации;
- перечень рабочих мест;
- аккредитация аттестующей организации на проведение подобного рода проверок;
- карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
- ведомости рабочих мест;
- сводная ведомость рабочих мест;
- протокол заседания комиссии по результатам проверки;
- приказ о завершении процедуры;
- план мероприятий по улучшению условий труда в организации.
Максимум через 30 рабочих дней после получения результатов проверки работодатель обязан огласить полученные результаты персоналу и разместить информацию в открытом доступе (например, на сайте организации).
После этого необходимо принять соответствующие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, улучшение условий труда, снижение уровня вредности и опасности на производстве, назначение положенных компенсаций сотрудникам и т.д.
После утверждения отчета (на бумажном, электронном носителе) и подписания приказа о завершении проверки работодатель обязан в течение 10 календарных дней от даты подписания приказа направить в территориальное представительство государственной инспекции труда сводную ведомость и сведения об аттестующей организации.
В каком случае рабочее место признается аттестованным:
- нет вредных и опасных условий труда;
- требования по травмобезопасности выполнены;
- условия отвечают гигиеническим нормам.
Рабочие места, относящиеся к 3 классу условий труда (вредному) обычно условно аттестованы. При этом указывается класс и вносятся предложения по улучшению рабочего места.
Место признается не аттестованным, когда оно относится к 4 (опасному) классу условий труда. Такая ставка подлежит ликвидации или полной реструктуризации.
Порядок проведения аттестации
Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:
- Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.
2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.
3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:
- безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
- обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
- уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.
4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:
- протоколы произведенных измерений;
- карты аттестации рабочих мест на предприятии;
- план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
- ведомости, приложения и прочие документы.
5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда. Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках:
- сертификации производственных объектов, подтверждающей соответствие требованиям по организации охраны труда;
- для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве;
- определения условий трудового договора и ознакомления работника с трудовым процессом;
- разработки плана мероприятий, направленного на обеспечение безопасности труда;
- определения порядка и размера компенсаций работникам;
- выявления виновных в нарушении требований по охране труда и принятия соответствующих решений.
Аттестации рабочих мест по условиям труда: правила и порядок проведения, основные документы
Аттестация рабочих мест по условиям труда – обязательная процедура на всей территории Российской Федерации, поэтому время от времени кадровикам и руководству компании приходится вплотную заниматься этим процессом. Для того, чтобы провести аттестацию верно, нужно владеть информацией. Статья Ольги Минченко подробно рассказывает о том, какими правилами нужно руководствоваться, в какой последовательности организовать процесс аттестации, какие документы потребуются.
Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время является обязательной процедурой для всех рабочих мест на территории Российской Федерации. Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой работодателем, с привлечением на платной основе специализированной аккредитованной организации. Максимальная периодичность проведения аттестации рабочего места установлена законодательно и составляет 5 лет.
Необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда закреплена в ст. 209, Глава 33, Раздел 5, Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).Трудовой Кодекс определяет аттестацию как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и предписывает установление порядка ее проведения федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Порядок проведения аттестации закреплен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в настоящее время претерпевает изменения. Ранее действовавшая редакция приказа (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда») утратила силу в связи с вступлением в действие приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».Новая редакция приказа, устанавливающая порядок оказания государственной услуги, вступила в силу с 1 сентября 2011 г. Его эффективность пока сложно оценить из-за сравнительно небольшого срока, прошедшего с момента его внедрения.
Существует так же ряд документов, не относящихся напрямую к регулированию предоставления услуги аттестации. Однако они важны с точки зрения требований, предъявляемых при проведении аттестации и особенностей использования результатов аттестации. При проведении аттестации рабочих мест в качестве основополагающих документов используются:
- ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» (утв. постановлением Госстандата СССР от 27 октября 1989 г. N 3222)
- ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
- СанПиН 2.6.1.1202-03 «Гигиенические требования к использованию закрытых радионуклидных источников ионизирующего излучения при геофизических работах на буровых скважинах»
- СанПиН 2.2.4.1329-03 «Требования по защите персонала от воздействия импульсных электромагнитных полей»
- СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)»
- СанПиН 2.2 4.1294 03 «Санитарно-гигиенические нормы допустимых уровней ионизации воздуха»
- Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.), Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2010 г., N 16530)
- Руководство Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»
Анализ сведений о проведенной аттестации осуществляется Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации. Порядок организации формирования и анализа сведений о результатах аттестации рабочих мест регулируется Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»
Аккредитация организаций, привлекаемых работодателем к проведению аттестации, проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Аккредитация организации осуществляется в уведомительном порядке и одним из ее принципов, закрепленных Приказом, является недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий к аккредитации. Однако Минздравсоцразвития России наделено правом отказа во внесении в реестр аккредитованных организаций по широкому перечню оснований. Для организаций, предполагающих проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, требуется предоставление широкого спектра различных видов сведений о деятельности организации, среди которых сведения о наличии соответствующих специалистов аттестующей организации, их образовании и стаже практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, сведения о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ, сведения об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы. В случае, если представлен не полный комплект документов, требуемые сведения представлены не в полном объеме или параметры организации не соответствуют требованиям, установленным Правилами аккредитации, организации может быть отказано в аккредитации.
Согласно результатам обследования НИУ ВШЭ, проведенного в 2011 году, на 1 ноября 2011 года в России, было аккредитовано около 600-700 организаций. Таким, образом, в среднем в каждом субъекте Российской Федерации функционируют по 8 организаций, аккредитованных на право проведения аттестации рабочих мест.
Вместе с тем, в крупных регионах (Москва, Санкт-Петербург и др.) количество организаций существенно больше среднего по стране. В то же время в других регионах ощущается дефицит аккредитованных организаций.
Аккредитация организаций, имеющая своей целью повышение качества оказываемых услуг посредством установления минимальных требований к организациям, оказывающим услуги аттестации по факту приводит лишь к искусственному ограничению конкуренции на рынке оказания услуг аттестации, а в отдельных приводит к монополизации рынка. Эти факторы безусловно оказывают влияние на цену оказываемых услуг, и ведет к дополнительным издержкам получателей услуг. В то же время отсутствие понятных механизмов ответственности организаций, оказывающих услуги аттестации, не позволяет достигать первоначальной цели – улучшения качества условий труда.
Предусмотренные законодательством санкции в случае нарушения правил аттестации
Ответственность за проведение аттестации несет руководитель организации (работодателя). Согласно Федеральному закону от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена административная ответственность руководителей, а также самого юридического лица за невыполнение требований к условиям труда (п.4 ст.55 закона). Штраф — от 20 до 30 минимальных зарплат для руководителя и от 200 до 300 минимальных зарплат для организации.
В статье 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации за непроведение аттестации предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда:
- нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
- нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
Ответственность организаций, оказывающих услуги аттестации, не имеет законодательного закрепления. Взаимодействие работодателя и данной организации происходит в рамках гражданско-правового договора оказания услуг. При этом, в случае, если государственные органы в последствии выявляют и работодателя нарушения (не выявленные привлеченной организацией в ходе проведения аттестации) ответственность в полной мере ложится на работодателя.
Необходимые документы
В рамках услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда нельзя однозначно выделить перечень документов, требуемых от заявителя. Целесообразно представить несколько перечней документов, необходимых работодателю (заявителю) для проведения аттестации на разных этапах, а так же перечень документов, принимаемых аттестационной комиссией по итогам аттестации. Анализ данных, предоставленных компаниями-получателями услуги, а также нормативной базы, регламентирующей процедуру аттестации рабочих мест, позволяет выделить ряд основных документов, необходимых для получения услуги.
Для начала проведения аттестации работодатель должен иметь:
- приказ работодателя о создании аттестационной комиссии с утвержденным составом аттестационной комиссии;
- график проведения работ по аттестации, утвержденный приказом работодателя;
- договор между работодателем и аттестующей организацией (аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация).
В процессе проведения аттестации работодатель должен предъявить представителю аттестующей организации документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация (перечень необходимых документов в Порядке проведения аттестации рабочих мест не установлен)
В процессе работы аттестационная комиссия формирует отчет об аттестации, включающий:
- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда
- карты аттестации рабочего места по условиям труда,
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,
- сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам,
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда
- сведения об аттестующей организации,
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
- предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
По итогам проведения аттестации работодатель принимает Приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. Кроме того по итогам проведения аттестации работодатель должен передать в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации:
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
- сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
Согласно действующим нормам законодательства аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Законом установлена периодичность проведения аттестации любых рабочих мест – не более 5 лет, для вновь созданных рабочих мест срок проведения аттестации не должен превышать 60 дней.
Процедура проведения аттестации регулируется Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Аттестация может проводиться как в плановом, так и внеплановом порядке. Инициирующим фактором процедуры плановой аттестации является наступление срока проведения аттестации, установленного работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет. При наступлении данного срока работодатель обращается в независимую по отношению к работодателю аккредитованную аттестующую организацию и заключает с ней гражданско-правовой договор на оказание услуг, после чего работодателем создается аттестационная комиссия во главе с представителем работодателя и включающая специалиста, осуществляющего функции по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей выбранной аттестующей организации. Информация об аккредитации содержится в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, размещенном на сайте https://rao.rosminzdrav.ru/. Сведения на этот сайт поступают в течение десяти дней с момента вынесения решения об аккредитации аттестующей организации.
Состав комиссии и ее график работы утверждаются приказом работодателя. Аттестация включает в себя проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативам охраны труда по трем направления:
- на соответствие условий труда гигиеническим нормативам;
- на травомоопасность рабочих мест;
- на обеспеченность работниками специальной обувью, одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
Очередность оценки проводится в том же порядке, в котором они перечислены выше. Данная норма установлена Порядком.
По каждому из перечисленных направлений оценку осуществляют представители аттестующей организации путем инструментальных измерений и оценок уровня факторов производственной среды, а так же анализа документации.
Требования, проверяемые в рамках аттестации рабочих мест, установлены в различных санитарных и гигиенических правилах, утвержденных Роспотребнадзором. Например, измерение уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).
Данное Руководство применяется с целью:
- контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;
- установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
- создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;
- аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
- составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
- анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);
- расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.
Исходя из степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Для каждого класса устанавливаются химические, биологические показатели, требования к шуму и микроклимату. Поэтому в зависимости от типа производства (химическое предприятие, офис и пр.) устанавливаются различные показатели. Существует набор параметров, измеряемых на всех без исключения рабочих местах (например, температура воздуха, влажность и пр.), а так же перечень параметров, измеряемых на специфических производствах (например, химические производства).
В этой связи объем работ, проводимых аккредитованной организацией в рамках аттестации рабочих мест, различен. Поэтому для каждой категории рабочих мест устанавливаются различные расценки оказания услуг по аттестации.
На основе проведенных оценок специалисты аттестующей организации определяют класс (подкласс) условий труда по гигиеническим нормативами травмоопасности, а так же обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. В отношении проверки ряда параметров существует дублирование с функциями Роспотребнадзора. Например, в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда по оценке гигиенических параметров производится замер температуры, влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте. Эти замеры для каждого рабочего места необходимо производить согласно по СанПиН 2.2.4.548-96. В то же время данные параметры микроклимата могут проверяться территориальными органами Роспотребнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.
По итогам оценки всех направлений проводится комплексная оценка состоянии условий труда на рабочем месте. При соответствии положительной оценке всех трех факторов условий труда (рабочие места соответствуют гигиеническим нормативам, нетравмоопасны и все работники обеспечены СИЗ) рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». При выявлении несоответствия условий труда требованиям по одному из факторов рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. По окончании аттестации работодатель издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации и знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
По результатам аттестации работодатель разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. После проведения аттестации (в течение 10 дней) работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.
В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
- профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.
Сроки проведения аттестации рабочих мест в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно подлежать аттестации не реже одного раза в пять лет.
По результатам проведения аттестации рабочих мест аккредитованная организация осуществляет следующие процедуры:
- подготовку карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
- подготовку ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда;
- подготовку сводной ведомости рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труд;
- подготовку плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
Об авторе: Родилась в 1986 году в городе Пскове. В 2008 году закончила факультет государственного и муниципального управления Высшей школы экономики. С 2006 года по настоящее время работает научным сотрудником в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Специализируется на вопросах оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровне и государственной службе. За последние годы принимала участие более чем в 20 научных проектах совместно с Администрацией Президента РФ, Министерством экономического развития РФ, а так же с органами исполнительной власти города Москвы.
Список использованных источников:
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
- Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
___________________
1. Согласно п. 6, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Однако проверить на практике, является ли привлекаемая организация независимой, весьма затруднительно.
Источник: https://www.hr-journal.ru/articles/tz/tz_934.html
Организация проведения СОУТ
Нужно составить список рабочих мест.
Для всех организаций требования по необходимости проведения данной работы обязательны, при этом неважно государственное это предприятие или частное.
Процесс организации работы:
- необходимо заключить договор со специализированной организацией, обладающей правом заниматься подобной деятельностью. Возможно, придется выйти на торги, чтобы узнать какие компании могут провести работу качественно и за меньшую сумму;
- отделом кадром или начальником составляется Перечень всех рабочих мест, подлежащих проверке. После он согласовывается с руководителем предприятия и передается в организацию, занимающуюся СОУТ;
- ответственный руководитель, как правило, выполняет подготовительные работы перед тем, как оценивать рабочие места начнут эксперты. При этом подготавливается распорядительный документ, в котором назначаются члены комиссии и председатель по выполнению данной работы, устанавливаются сроки проведения аттестации;
- с документом должны быть ознакомлены под роспись все лица, фамилии которых фигурируют в приказе.
Подготовка к проведению оценки условий трудового процесса закончена, далее можно проводить работу.
Порядок проведения аттестации
Проводят замеры некоторых параметров.
Последовательность проведения СУОТ следующая:
- Эксперты проводят беседу с работником на тему его трудовой деятельности, то есть полностью описывается трудовой процесс, сколько времени требуется, как осуществляется проведение работ;
- Визуально осматривается рабочее место, при наличии нарушений в области ОТ сведения отражаются в карте;
- Какие инструктажи проводятся с работником, и по каким инструкциям тоже учитывается;
- Проводятся инструментальные замеры на наличие вредных для здоровья веществ, также замеряется и уровень освещения, температурно-влажностный режим;
- Оцениваются физические перегрузки и эмоциональные нагрузки в течение рабочей смены;
- На основании лабораторных испытаний проводится оценка на наличие превышения вредных составляющих, воздействующих на работника и устанавливается класс условий труда;
- Карты подписываются с одной стороны членами комиссии, а с другой стороны работником. При возникновении разногласий по установлению льгот и компенсаций, периодичности проведения медицинских осмотров, выдачи специальной одежды и обуви проводятся совещания в рабочем порядке;
- По результату проведения аттестации издается приказ и составляется протокол. При наличии замечаний в области охраны труда и промышленной безопасности составляется план мероприятий по устранению недостатков.
Карты СОУТ являются важным документом для работодателя.
Кто может заниматься проведением аттестации
Согласно требованиям нормативной документации, проведением СОУТ могут заниматься лишь аттестованные эксперты. Но на предприятии имеется в штате служба охраны труда, и, казалось бы, проще и дешевле инженерам доверить проведение данных работ.
Но это не будет правильным решением, только проведение лицами сторонних организаций СОУТ даст положительный результат.
Не менее важно, чтобы устройства для проведения инструментальных замеров были своевременно поверены и работники, занимающиеся замерами, были аттестованы.
Организация, занимающаяся СУОТ, должна быть аккредитована, в случае отсутствия приборов, возможно заключить договорные обязательства с иными специализированными предприятиями.
Периодичность проведения аттестации
СОУТ проводят раз в пять лет.
Специальная оценка организовывается 1 раз в 5 лет, но это основной показатель. Жизнь не стоит на одном месте, и производство постоянно развивается, в результате этого появляются или ликвидируются места работы.
Последние не интересуют службу ОТ, а новые должны вызывать интерес, так как они тоже должны быть оценены.
Аттестация проводится:
- на всех рабочих местах без исключения;
- при обновлении технологического процесса или оснащения новым оборудованием;
- с целью выявления вновь появившихся опасностей;
- если место работника по результатам СОУТ отнесено к 4 классу и имеются спорные вопросы;
- по результатам расследования несчастного случая или профессионального заболевания;
- по требованиям проверяющих из вышестоящих инстанций;
- если имеются сомнения в правомерности установленных льгот;
- иные мотивы.
На любое рабочее место должна быть оформлена карта аттестации, таким образом, не будет нарушений законодательной базы, а также будет обеспечено удобство работы службы охраны труда.
Общие понятия об аттестации
Что такое аттестация рабочих мест?
Аттестация рабочих мест или, начиная с 2014 года, специальная оценка условий трудового процесса, проводится с целью:
- Оценки безопасности применяемого оборудования. Для этого рассматриваются устройства, используемые в технологическом процессе на соответствие требованиям правил и нормативов. К примеру, наличие блокировочных устройств и их конструкторские исполнения, имеется ли заземление, какие предусмотрены подставки под ноги рабочего;
- Оценивается и наличие у работника специальной одежды и СИЗОД и соответствуют ли положенным нормам, применяет ли их работник;
- Проведение инструктажей всех видов тоже является поводом для проверки, в том числе по каким инструкциям они проводятся и не устарели ли эти локальные нормативные документы;
- С помощью прошедших поверку приборов проводят замеры воздуха рабочей зоны на определение предельно-допускаемых концентраций вредных веществ, а также загазованности;
- Проводится опрос работника о том, какие функции он выполняет и какую часть рабочего времени при этом затрачивает.
На основании проведенной работы составляется карта СОУТ, которая является документом для работника и работодателя.